РОБОТ В ЛАБИРИНТЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

РОБОТ В ЛАБИРИНТЕ

Абдулаева Дарья,
Дудаева Юлия
студенты ФГБОУ ВО «МПГУ»
Россия, г.Москва
e-mail: julia13dudaeva@mail.ru

Руководитель: Босова Л.Л.
доктор педагогических наук

ФГБОУ ВО «МПГУ»

В 2016 году на Международном конкурсе по информатике «Бобёр» от Франции было предложено следующее задание:

Помогите роботу выйти из лабиринта (выход справа). Перетаскивайте стрелки мышью, чтобы составить инструкцию роботу. Инструкцию будет выполнена четыре раза.

Рис. 1

Задачи  такого типа появились в конкурсе впервые. Подобных задач нет и в российском школьном курсе информатики, хотя исполнитель Робот с такой же системой команд хорошо знаком нашим школьникам [].

Рассмотрим решение этой задачи подробно.

Для начала следует внимательно рассмотреть сам лабиринт. Он разбит тонкими вертикальными линиями на четыре области; столько же раз требуется повторить выполнение некоторой инструкции, чтобы выйти из лабиринта.

Сравним области, на которые разбит алгоритм: они имеют одинаковые размеры (4 клеточки по вертикали на 5 клеточек по горизонтали), но различаются количеством и положением закрашенных клеточек внутри областей.  С помощью одной и той же инструкции нужно обойти препятствия (закрашенные клеточки), имеющиеся в каждой из областей. В таком случае, для перемещения робота нам подойдут только те клетки, которые свободны и в первой, и во второй, и в третьей, и в четвертой областях лабиринта.  Найдём свободные клетки, «накладывая» области лабиринта друг на друга.

Чтобы не ошибиться, удобно «накладывать» изображения областей постепенно. Изобразим первую область и  отметим на ней все закрашенные блоки из второй области, затем последовательно отметим там же все закрашенные клеточки из третьей и четвертой областей (рис.2):

Рис. 2

На рисунке остались незакрашенными те клетки, по которым возможно перемещение робота в каждой из четырех областей лабиринта. Они и определяют единственный возможный путь, которому  соответствует следующий набор команд:

Предлагаем подборку аналогичных заданий (точнее, лабиринтов), которые можно предложить ученикам на уроках информатики как в начальной, так и в основной школе.

Помогите роботу выйти из лабиринта (выход справа). Система команд робота: вправо, вниз, влево, вверх. Инструкция будет выполнена 3 раза.

Для удобства использования предлагаемых задач в работе приводим ответы к каждой из них:

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, – 88 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Алёна

Добрый день, уважаемые Дария и Юлия!
Спасибо за замечательную статью. Вы абсолютно правы, что таких заданий в нашей школе не хватает. Они также популярны в США. Например, похожее задание есть в оффлайн-сборнике Blockly и в стартовых китах множества детских робототехнических наборов.

Дудаева Ю.

Здравствуйте, Алёна! Спасибо за Ваш комментарий!

Алексеева А.Р.

Коллеги, подскажите пожалуйста на какой возраст была рассчитана олимпиада, в которую были включены подобные задания? И как вы считаете, какой оптимальный возраст для решения подобных задач?

Дудаева Ю.

Здравствуйте! Спасибо за Ваш комментарий! Данная олимпиада была рассчитана на 3-4 класс. Но такие задания можно предложить и учащимся 5-11 классов.

А.С. Путина

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, встречалось ли подобное задание в более поздних конкурсах?

Дудаева Ю.

Здравствуйте! Спасибо за Ваш комментарий! Примеры заданий Вы можете
посмотреть на официальном сайте конкурса «Бобёр» — bebras.ru

Екатерина

Здравствуйте, спасибо за предоставленные варианты аналогичных заданий.
Скажите, пожалуйста, такие задания лучше разбирать в основном курсе информатики или на внеурочных занятиях? Спасибо за ответ.

Дудаева Ю.

Здравствуйте, Екатерина! Спасибо за Ваш комментарий! Данные задания могут
быть разобраны как в основном курсе информатики, так и на внеурочных занятиях.

wpDiscuz