РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Говорова Анастасия Александровна
аспирант, ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена
Россия, e-mail: umlmktlab@gmail.com

Захаров Виктор Витальевич
студент, ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена
Россия, e-mail: umlmktlab@gmail.com

Руководитель: Горбунова И.Б.
студент, ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена
доктор педагогических наук, профессор

Развитие компьютерных технологий в конце XX – начале XXI века позволило существенно расширить способы получения информации. «Высокотехнологичная информационная образовательная среда  требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе цифрового века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) — современного и  эффективного средства  повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса [7]. МКТ являются … уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья» [1, с. 257]. Для музыкантов с глубокими нарушениями зрения применение музыкального компьютера (МК) имеет особое значение [8]. В первую очередь МК является для них средством осуществления контактов с «внешним миром», вместе с тем он помогает в реализации их творческого потенциала и адаптации в современной социальной среде. МКТ открывают перед незрячими музыкантами широкие возможности для более эффективного изучения разнообразного по содержанию и способам представления учебного материала, способствуя достижению положительных результатов обучения за более короткий срок [2; 4]. Однако освоение МКТ музыкантами с глубокими нарушениями зрения имеет ряд характерных особенностей, которые наиболее ярко проявляются в начальный период обучения [3; 5].

Прежде всего, следует отметить, что с помощью современных компьютерных технологий (речевые синтезаторы, Брайлевские дисплеи), а также благодаря возможности использования «горячих» клавиш незрячие люди могут овладевать многими МКТ-программами. Тем не менее специфика обучения МКТ лиц, имеющих глубокие нарушения зрения, заключается в том, что профессиональное освоение МКТ-программ предполагает наличие у незрячих учащихся базовых навыков пользователя PC. Получение навыков работы с «говорящим» компьютером – процесс трудоемкий, длительный, требующий особой подготовки не только от учащихся, но и от их преподавателей. С этим связано широкое применение МКТ людьми с глубокими нарушениями зрения в основном в сфере среднего и высшего музыкального образования, тогда как в настоящее время МКТ активно используются и на ранних этапах обучения, в том числе в инклюзивном образовании (при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, опорно-двигательной системы).

Один из типов компьютеров – ноутбук — незрячие, как никто другой, активно используют, оправдывая в буквальном смысле перевод его названия: ноутбук для них стал не просто тетрадью, а также библиотекой, диктофоном и органайзером. А для незрячих музыкантов компьютер стал ещё большим помощником: с появлением программ экранного доступа люди с нарушениями зрения смогли самостоятельно создавать, обрабатывать, записывать  и редактировать музыку.

При обучении мы столкнулись дефицитом нот по Брайлю. И этот факт помог нам взглянуть на эту проблему шире и глубже. Ведь проблема не в самих нотах или книгах с этими нотами, а во  взаимодействии преподавателя и обучающегося. Обмен информацией между преподавателем и незрячим учеником или наоборот — незрячим преподавателем и обычным учеником. Самое главное  — передать информацию так, чтобы эта информация была правильно интерпретирована.  На этом этапе возникает много трудностей с разными условностями: для незрячего  обучающегося нужен преподаватель со специфическими знаниями, а незрячему преподавателю нужно объяснить зрячему ученику те или иные символы и начертания различных знаков, иметь возможность задать новый материал, новую пьесу.

В процессе преодоления этих трудностей родилась идея создать прикладное программное обеспечение, с помощью которого были бы решены эти затруднения и преодолён барьер при передаче обучающей информации. Создать такой инструмент, который был бы доступным для зрячих и незрячих, и не вызывал бы затруднений в работе с ним,  как у одних, так и у других.

Конечно, к этому программному обеспечение будут предъявлены определенные требования: полный доступ с клавиатуры, как в наборе партитуры, так и в управлении всеми функциями этого приложения; полный вывод информации через синтезатор речи и Брайлевский дисплей; распечатка на твердые носители; адекватность выводимой на дисплей информации.

          На наш взгляд, данная программа должна  обладать следующими свойствами и соответствовать следующим параметрам:

  1. Программа должна представлять собой нотный редактор, с помощью которого возможен беспрепятственный набор нот или редакция готовых партитур.
  2. Важным условием является возможность ввода нот и других необходимых символов, а также других манипуляций и команд с клавиатуры. В силу того, что незрячий человек не может видеть курсор мыши, он  выполняет привычные для зрячего человека стандартные задачи с помощью комбинаций клавиш (горячих клавиш). Для того, чтобы незрячий человек мог полноценно пользоваться этой программой, горячие клавиши этой программы не должны совпадать с горячими клавишами операционной системы, и одновременно запущенных программ.
  3. Программа должна быть «читабельной» с использованием синтезатора речи посредством программ экранного доступа, например, таких как NVDA или Jaws. Программа экранного доступа – это специальная программа для незрячих или слабовидящих людей, которая выполняет следующие функции: выводит информацию с монитора компьютера посредствам звукового сопровождения (синтезатора речи) или тактильного вывода на Брайлевскую строку. Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда программа разрабатывается без учета особенностей работы во взаимодействии с программой экранного доступа. В дальнейшем по запросу сообщества незрячих пытаются  адаптировать интерфейс уже разработанной программы для нужд людей с нарушениями зрения. Наша же идея заключается в том, что мы изначально учитываем все особенности работы программ экранного доступа.
  4. Адекватная и доступная визуализация интерфейса. Довольно часто специальные программы для незрячих разрабатываются без корректного графического интерфейса. Так, например, встречается ситуация, когда программа для незрячих отвечает всей специфике работы людей с нарушениями зрения, но при этом на мониторе компьютера может быть либо пустой экран без изображений, либо контурное изображение, что составляет неудобство для видящих пользователей. В разработке нашего нотного редактора мы преследуем цель сделать это ПО доступным абсолютно для всех, как визуально, так и с полноценным звуковым выводом.
  5. Возможность импортирования и экспортирования нотного текста в файлы популярных расширений. Существует много нотных редакторов, которые нотный текст сохраняют в файлах со своими им расширениями. Соответственно, существует много партитур, написанных в этих расширениях. Или другая ситуация: пользователь либо не хочет изучать новый редактор, либо желает воспользоваться привычным ему редактором. Одной из задач нашей разработки является тот факт, что наше программное обеспечение позволяет импортировать файлы с различными расширениями в свою среду. Этим свойством ПО мы хотим достичь более легкого взаимодействия между зрячим и незрячим музыкантом.
  6. Способность конвертировать сканированные партитуры в доступные форматы. Один из известных недостатков программ экранного доступа – необходимость конвертации графических изображений (графическая информация не читается или требует определенной системы распознавания). На сегодняшний день нет адекватного конвертера нотного текста с доступом для незрячих пользователей. Данное предложение обусловлено также тем, что на просторах интернета распространено очень много отсканированных партитур, но, как сказанного выше о недостатке программы экранного доступа, незрячие люди не имеют доступа к этим материалам.

Данное приложение можно применять в различных областях деятельности незрячих музыкантов:

  1. При обучении музыке незрячих студентов или учащихся ДМШ и ДШИ данное приложение позволит расширить доступный материал. Эту программу можно применять в процессе преподавания таких дисциплин, как сольфеджио, гармония, теория музыки,  музыкальная литература, анализ музыкальных произведений, специальный инструмент и др. Преподаватель может давать  заранее заготовленный нотный текст незрячему обучающемуся, при этом сам не владея Брайлем. И самое главное, с нашей точки зрения, универсальное свойство этой программы – незрячий преподаватель имеет возможность обучать зрячего ученика, давая материал с помощью этой программы, что поспособствует развитию и реализации инклюзивного образования.
  2. Сегодня наблюдается тот факт, что большое количество незрячих музыкантов, в связи с этим, мы предполагаем, что наше приложение будет полезным и востребованным, ведь оно дает возможность музыканту самостоятельно написать произведение и без посторонней помощи поделиться своим творчеством.
  3. Благодаря появлению такого инструмента, как нотный редактор, у незрячего музыканта появляется возможность стать полноценным участником творческую группы, вступать на сцене, поскольку в процессе работы он может свободно и беспрепятственно  набирать нотные тексты обмениваться нотным и другими материалом.

При появлении такого инструмента у незрячих музыкантов открываются широкие горизонты: свободный обмен нотным текстом, свободная передача материала зрячему музыканту, возможность полного и беспрепятственного сотрудничества между музыкантами. В дальнейшем разработанное программное обеспечение станет многозадачным инструментом для незрячих музыкантов в работе с нотным текстом, что откроет больше горизонтов для музыкального творчества и позволит работать в команде незрячему музыканту со зрячими наравне, не испытывая трудностей в чтении и редактировании нотного материала. Приложение, разработанное на основе новейших достижений в области МКТ, в дальнейшем может стать одним из существенных элементов инклюзивного образования [6] в различных направлениях его реализации.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века // Вестник Иркутского государственного технического университета,  №  5(76), 2013. С. 256-261.
  2. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения // В сборнике: Современное музыкальное образование – 2010: Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. 2011. С. 208-211.
  3. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 470-477.
  4. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству // Теория и практика общественного развития. № 11. С. 298-301.
  5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке // В сборнике: Современное музыкальное образование – 2010: Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. 2011. С. 128-131.
  6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 63. № 2. С. 206-210.
  7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века // Общество: философия, история, культура. 2015. № 5. С. 22-29.
  8. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 145-148.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.А. Кувалдина

Здравствуйте, коллеги!
Ваша работа — остроактуальная, гуманистическая, вызывает интерес и желание развивать дальше нашу систему образования по информатике.
Спасибо вам и вашему руководителю!

wpDiscuz