РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Мухина Ирина Анатольевна
учитель  информатики и ИКТ

МБОУ СОШ №5 г. Апатиты
e-mail: IrinaApatit@yandex.ru

«Как хорошо уметь читать…» В последние годы эта фраза приобретает все большую актуальность и значение. В современном обществе умение школьников это не только и не столько овладение техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Особое значение имеет данное качество для обучающихся основной и средней ступеней общего образования. Важно не просто уметь читать, читать быстро, без ошибок – важно понимать значение прочитанного, уметь воспроизвести, выполнить по инструкции. Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …». Уделять внимание развитию навыков смыслового чтения на уроках информатики и ИКТ возможно на таких темах, изучение которых не вызывают  особых затруднений у школьников.

Тема «Компьютерная графика» изучается в школьной информатике, начиная с 5 класса.   Обучающиеся знакомятся с технологиями создания и обработки графической информации в различных графических редакторах от самых простейших до профессиональных.  Это тема – «благодатная почва» для развития детской фантазии и творчества, проявления интереса учащихся к изучению информатики. На уроках повторения и закрепления целесообразно уделить внимание развитию навыков смыслового чтения.

Например, в профильном 11 классе информатика изучается по учебнику К. Ю. Полякова и Е. А. Еремина «Информатика и ИКТ» 4 часа в неделю. В рабочей программе отведено 12 часов для изучения темы «2D компьютерная графика». Изучение данной темы завершаю циклом уроков (от 4 – до 6) на создание коллажа и сопроводительной инструкции для пользователя

Цели: совершенствование у обучающихся умений создавать графические изображения; развитие способностей к грамотному описанию алгоритма своих действий в изучаемой программе (создание инструкций); развитие навыков смыслового чтения.

На предыдущих уроках обучающиеся познакомились с графическим редактором GIMP, изучили инструменты редактора, кадрирование, коррекцию, фильтры. Повторили способы создания и редактирования изображений.

1 этап. На шестом/восьмом уроке изучаемой темы (первом уроке описываемого цикла) учащимся предлагается создать коллаж на свободную тему.

Требования к созданию коллажа:

  • продумать тематику будущего изображения (как правило, это приближающиеся праздники, значимые события в классе, в школе, в жизни самих ребят);
  • скачать необходимые файлы исходных рисунков;
  • создать подробную инструкцию для младших школьников (рекомендую учащимся делать инструкцию параллельно с создаваемым коллажем).

Все документы предлагается сохранить в личной папке учащегося в папке Коллаж. Состав папки: исходные файлы 1.jpg, 2.jpg, 3.jpg (не менее трех исходников); файл проекта: коллаж.xcf, файл созданного изображения: коллаж.jpg; инструкция.doc.

2 этап. Через 1 – 2 урока работу над своим изображением ребята должны закончить. Файлы с готовым коллажем убираю с сети, оставляя в личной папке каждого обучающегося только исходные файлы и инструкцию.

На уроке предлагаю выбрать папку для проверки. Это может быть работа сидящего слева учащегося. Определить объект проверки можно по номеру компьютера. Главное, чтобы обмен был сделан для каждого ученика. Задание: создать изображение по инструкции, используя имеющиеся исходные заготовки. Требования к работе по проверке качества написанной инструкции: действовать строго по инструкции, написанной товарищем; не задавать ему никаких вопросов для уточнения и т.п.; создать и сохранить проект задуманного изображения, а также файл проверки – уточнения написанной инструкции. Все документы проверки сохранить в папку проверяемого ученика под своей фамилией. Для удобства выполнения задания и наглядности проверки самим экспертом, автором, создавшим инструкцию, и учителем предлагаю учащимся заполнять следующую таблицу:

№ пункта инструкции Результат проверки: + (понятно, выполнено),   — имеются недочеты, непонятно и т.п. *Четко сформулировать суть проблемы для возможности исправления данного пункта

 В результате работы ребят в качестве экспертов у каждого в личной папке появляется папка «Проверка_ФИО_эксперта», в состав которой входят: проект полученного изображения (иногда разительно отличающийся от задуманного), созданное изображение в формате jpg (может отсутствовать, если в инструкции не описан пункт сохранения документа), файл проверки инструкции, сохраненный под фамилией проверяющего.

3 этап. На четвертом уроке сравниваем созданное автором изображение с изображением эксперта. Варианты проверки могут быть различны и зависят от добросовестности эксперта и психологического климата в классе. В дружелюбном коллективе можно проверять выполненное задание публично с демонстрацией  на экране, для стеснительных и гиперчувствительных детей целесообразно только назвать общие проблемы при работе на первом этапе. Задачи этапа проверки и обсуждения выполненных заданий  – обозначить непонятные, непроработанные места инструкций, указать возможные варианты исправления, обменяться мнениями по вопросам создания инструкций, их детальной проработке и умении внимательно следовать написанному.

4 этап. Доработка инструкции и коллажа (1 урок).

В результате работы получены качественные изображения, и полноценные инструкции для их создания. Учащиеся заметили и исправили свои недоработки, неточности в формулировках, недоделки. Основные ошибки при создании инструкции: неточности и пропуски действий, которые для данного учащегося являются простыми и понятными. Так, например, в инструкции отсутствует пункт сохранения изображения. Такая «мелочь» для учащегося 11 класса вызовет у обучающихся младших классов непонимание и вопросы. Подобные задания вырабатывают алгоритмичность мышления, внимание, вдумчивое отношение к процессу обучения.

Данный подход к изучению материала позволяет ребятам взглянуть на себя и свои работы глазами будущих пользователей создаваемых продуктов. На простом и доступном материале учащиеся получают возможность увидеть свою работу глазами другого ученика. Услышать другое видение и понимание описанного задания в инструкции. Посредством смыслового чтения  школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «8) смысловое чтение»[1. С.6] Поэтому продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на развитие навыков смыслового чтения, является немаловажной задачей в работе учителя информатики.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. https://минобрнауки.рф/документы/543/приказ Об утверждении 413.rtf

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Злата

Добрый день! На ваш взгляд, можно ли такой эксперимент провести на учащихся младших классов?
Ведь смысловому чтению обучают в начальной школе.

И.А. Мухина
Сама думаю об этом. Пока только пробовала рисовать с детьми по инструкциям, которые написали старшеклассники. Цель была именно у детей 9-11 классов вызвать интерес и обозначить проблему. Они задания порой недочитывают и как следствие делают ошибки. То найдут не ту переменную, то вообще придумают вопрос. Начинаешь спрашивать, а они не прочитали до конца задание, не обратили внимание на вопрос… Вот и придумала попросить написать длинную инструкцию самим, а потом по чужой выполнить нечто. У младших классов другая проблема. Они просто не хотят читать. Мы с ними пишем алгоритмы и реализуем «постановки». Только пока у моих пятиклассников получается лучше всего инструкции… Read more »
Т.А. Кувалдина
Здравствуйте, Ирина Анатольевна! Очень понравилась Ваша работа, всё осмыслено, по-хорошему просчитано и прописано: «Услышать другое видение и понимание описанного задания в инструкции. Посредством смыслового чтения школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.» То, что Вы описываете, весьма похоже и на ситуации, иногда происходящие со студентами: не все любят читать инструкции и даже — метод. указания, предпочитают либо спросить соседа, либо пробовать методом «научного тыка». Иногда из-за этого либо не успевают, либо делают ошибки. Всегда стараюсь отслеживать все… Read more »
wpDiscuz