ПРОПЕДЕВТИКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ПРОПЕДЕВТИКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Колганова Юлия Сергеевна
ГБОУ Школа №117
Россия,  e-mail: Kolganova-y@inbox.ru

Уроки или внеурочные занятия по информатике в начальной школе – крайне важны, как для общего развития младших школьников, так и в качестве средства достижения метапредметных результатов начального общего образования.

Опираясь на тезис о том, что: «в условиях информатизации общества в качестве одного из важнейших результатов обучения в начальной школе стала информационная грамотность – умение определять возможные источники информации и стратегию её поиска, получать её, анализировать, использовать различного рода схемы, таблицы, диаграммы, умение оценивать достоверность и точность информации и использовать данные анализа в процессе принятия решений» (Босова Л.Л., 2012) мы с коллегами приняли решения дополнить образовательный процесс уроками информатики.

О критериях выбора учебно-методического комплекта и о влиянии выбранного УМК на достижение планируемых метапредметных результатов начального образования, а также о связи современных подходах к начальной информатике с подготовкой к ВПР подробно рассказано в статье «ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ: ОПЫТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»[8].

До начала курса для нас было очевидно, что информатика в начальной школе оказывает положительное влияние как на формирование коммуникативных и познавательных УУД [13], так и на достижение результатов начального общего образования в целом [12]. В ходе апробации мы столкнулись с целым рядом подтверждений этих тезисов, причём не только в нашей работе, но и анализируя опыт коллег [5],[7],[9]. Однако влияние информатики на формирование регулятивных УУД для нас оставалось неясным.

Анализ статей в научных изданиях показал нам, что эта тема всерьёз занимает специалистов по начальному образованию, которые предлагают различные способы развития регулятивных УУД [1].  Учителями проделана большая работа по развитию методики формирования регулятивных УУД на уроках технологии [14] и русского языка [4]. Что же касается информатики? то тут информации было явно недостаточно. За исключением робототехники.

Влияние образовательной робототехники на содержание обучения информатики подробно рассматривается ведущими специалистами в области методики преподавания информатики [14]. Более того, учёными [10] и учителями [6] неоднократно отмечалась связь робототехники с формированием регулятивных УУД у младших школьников. Однако робототехника – только часть информатики. Раздел программирование – вполне самостоятельная линия курса и, по нашему убеждению, не может не оказывать влияние на формирование регулятивных УУД.

Мы решили проследить эту связь в рамках используемого нами УМК «Информатика для всех» (под редакцией А.В. Горячева). И пришли к необычным результатам – обнаружив эту связь при пропедевтическом изучении темы программирование с использованием среду Scratch.

Сама по себе среда Scratch – не является нововведением в отечественной педагогике. Она активно начала внедрятся в 5-7 классах, распространившись, впоследствии на начальную и среднюю школу и сегодня Scratch активно используется для освоения основ программирования в начальной школе. Однако, важно проследить связь, между программированием и формированием регулятивных УУД.

Новая редакция ФГОС НОО предполагает следующие регулятивные УУД:

  1. понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
  2. планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
  3. контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
  4. оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
  5. устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

Приведём некоторые примеры. Так в рамках УМК неоднократно предлагается выполнить «проектирование» будущей программы в тетрадном варианте. Так, к примеру, ученикам предлагается результат работы программы, написанной на языке Scratch. Ученикам предстоит проанализировать этот результат и попытаться составить алгоритм для исполнителя. И только после того, как алгоритм составлен – ставится задача реализовать алгоритм средствами Scratch. Казалось бы – ничего особенного, но важно обратить внимание на несколько моментов. 4 из 5 ошибок при реализации алгоритма в среде Scratch обычно происходят при отклонении собранной программы, от запланированного алгоритма. И очень важно акцентировать на этом внимание ученика. Тут возникает и межпредметная связь, к примеру с написанием сочинений – где качество сочинения часто страдает в том случае, если содержание уходит далеко от плана. Акцент на связи «письменный алгоритм» — «программа в среде Scratch» в значительной мере влияет на формирование следующих регулятивных УУД:

  • планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
  • контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

Другой пример. Задание, в котором ученикам предлагается следующий ряд ломаных линий и геометрических фигур. Этот ряд сопровождается тремя алгоритмами, записанными на формализованном текстовом языке. Задача учеников – определить, какой алгоритм позволит начертить какой из рисунков.

Обычно ученики неплохо справляются с этим заданием, и ошибочным оказывается каждый третий ответ. Но это только часть задания. Вторая часть –самопроверка. Ученикам предлагается использовать среду Scratch для осуществления проверки выбранных ими связок «фигура-алгоритм». Такое необычное использование среды Scratch в достаточно типичном для начального курса информатики задании всерьёз ориентирует его на формирование следующих регулятивных УУД:

  • контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
  • устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

Разумеется, говоря о выявлении связи начального курса информатики с процессом формирования регулятивных УУД нельзя полагаться только на наблюдение. Перед началом освоения темы «программирование» ученикам было предложено тестирование по материалам Д.Б. Эльконина, Л.И. Цеханской и А.А. Зака, нацеленным на выявление сформированности регулятивных УУД. По окончанию учебного года будет произведено повторное тестирование и результаты наблюдений получат подтверждение или будут опровергнуты.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анфалова Е.Л. ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ материалы Международной научно-практической конференции: в 2 частях. [Конференция] // НЕКОТОРЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД. — Соликамск : Соликамский государственный педагогический институ, 2013.
  2. Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы [Книга]. — Москва : БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012.
  3. Босова Л.Л., Сорокина Т.Е. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ Информатика и образование. 2014. № 7 (256). С. 61-68.
  4. Брославская Т.Л. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [Статья] // Молодой учёный. — [б.м.] : Молодой учёный, 2015 г.. — 13 (93).
  5. Гальцова З.Д. Педагогика и психология: перспективы развития : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. [Конференция] // Информатика доступна всем. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
  6. Глухова Т.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И РОБОТОТЕХНИКИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. [Конференция] // ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ. — Барнаул : Алтайский государственный университет, 2013.
  7. Каплан А.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Материалы международной научно-практической конференции. 2018 [Конференция] // ИНФОРМАТИКА ПОНЯТНАЯ ВТОРОКЛАССНИКУ. — Новосибирск : Издательский центр «Quantum», 2018.
  8. Колганова Ю.С. ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВПР – ОПЫТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА [Статья] // Интерактивное образование. — 2017 г.. — 6.
  9. Лазаревич А.В. Международная научно-практическая конференция «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ» [Конференция] // РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ИНФОРМАТИКОЙ С УЧЕНИКАМИ 1 КЛАССА НА БАЗЕ УМК «ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ВСЕХ». — Уфа : Омега-Сайнс, 2017. — Т. 2.
  10. Лукьянович А.К. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» [Статья] // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ . — [б.м.] : БАЛАСС, 2013 г.. — 2.
  11. Нателаури Н.К., Маранин С.С. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник,
    Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015. — в 2-х частях. 1 часть — 84 с., 2 часть — 89 с.
  12. Павлов Д.И. Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы Междунар. [Конференция] // Достижения метапредметных результатов начального общего образования средствами информатики.. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
  13. Павлов Д.И. РАСКРЫТИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ» И «ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ [Статья] // Открытое и дистанционное образование. — [б.м.] : ООО «Издательство ТГУ», 2018 г.. — 1(69).
  14. Самылкина Н.Н. Калинин И.А. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ НА СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ [Статья] // Информатика в школе. — 2017 г.. — 8 (131).
  15. Солодникова Т.Н. РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ материалы XVIII Региональной научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании. 2015 [Конференция] // ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. — [б.м.] : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2015.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Дмитрий Игоревич

Юлия Сергеевна!
Спасибо. Читаю второй Ваш материал и снова затронуты очень интересные темы. В этой связи хотел бы задать Вам пару вопросов:
Отслеживаете ли вы результаты ВПР из 4 класса, а вернее их связь с теми темами которые вы успели пройти с детьми в области информатики?
Если вы планируете брать УМК «Информатика для всех» на следующий год — то готовы ли вы организовать сквозной мониторинг на 4 года? В том числе ваших методических подходов и полученных результатов?

Злата

Добрый день, Юлия Сергеевна!
На ваш взгляд, на развитие каких УУД следует обратить внимание во время работы по данному УМК?

wpDiscuz