ПРИЧИНЫ ФОРМАЛИЗМА ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ПРИЧИНЫ ФОРМАЛИЗМА ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Бажукова Елена Николаевна
старший методист

РГПУ им. А.И. Герцена
Россия, e-mail: alena-nik67@yandex.ru

Руководитель: Горбунова И.Б.
доктор педагогических наук, профессор

В век развития и функционирования высокотехнологичных средств обучения очень быстро изменяются методики и формы организации преподавания, учителю приходится гибко владеть инновационными средствами, быстро адаптировать их к изменяющимся педагогическим условиям и требованиями. Преподавателю необходимо владеть информационными, аналитическими, прогностическими, проективными, организационными, коммуникационными, ориентационными умениями, для того чтобы эффективно реагировать на постоянно меняющиеся условия внешней среды и изменять её в соответствии со своими потребностями [2; 3].

Проанализировав программы и методики по «Музыкальной информатике» Д. В. Вологина, А.П. Ментюковой, А.Г. Михайленко, Н.Г. Бреус, Т. И. Борониной, А.В. Харуто, мы выяснили, что в каждой выделены основные моменты, актуальные в определённый период развития информационных технологий. При анализе программ можно сделать вывод о том, что авторами предусмотрены перспективы развития компьютерных технологий и их использования в музыке [9; 10].

В данный период времени возможности Интернет представляют для педагога-музыканта платформу для ведения образовательной деятельности с помощью цифровых технологий, в условиях информационной образовательной среды (ИОС), в которую будут включены компоненты музыкально-компьютерных технологий — МКТ [4; 5; 6; 7; 8].

С учётом стандартов в области профессиональной информационной компетенции преподавателей, разработанных Международным обществом информатизации образования, мы определили необходимые знания в области информационно-коммуникационных технологий, которыми должны владеть педагоги-музыканты для:

  • понятия технологических операций и понятий, умения понимать и применять знания и навыки в области ИТ;
  • планирования и проектирования, разработки эффективной среды обучения для поддержки различных потребностей учащихся, умения применять современные средства и технологические ресурсы в контексте учебных программ;
  • интеграции современных средств и технологий в действующие программы;
  • оценки текущих результатов с помощью ИТ-средств;
  • профессиональной практики на протяжении всей жизни, умения использовать ИТ в повседневной жизни, повышения уровня профессиональной компетенции;
  • понимания социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования ИТ.

Формализм в различных областях знаний не является новым, в статьях [1; 20; 21; 22] мы подробно осветили данную проблему, и предложили пути выхода из сложившейся ситуации.

Как показывает проведённый нами анализ, решить обозначенную проблему возможно через активизацию творческой и мыслительной деятельности педагогов-музыкантов с использованием ИТ в музыке [11; 12; 13] и МКТ в музыкальном образовании и творчестве [14; 15; 16]. Следовательно, педагог должен овладеть знаниями, умениями и навыками работы в сетевом информационно-образовательном пространстве с применением новых инструментов и технологий, овладеть пониманием педагогической ситуации, используя при этом имеющиеся знания и личный педагогический опыт (см. работы [17; 18]). 

В процессе исследования мы определили потребность в знаниях в области цифровых технологий у педагогов-музыкантов для профессиональной деятельности и выделили следующие этапы, которые необходимо включить в программу «Музыкальная информатика»:

I этап — формирование элементов информационной культуры в процессе ознакомления с программами для работы с музыкой, электронным музыкальным инструментом (ЭМИ).
II этап – направлен на овладение методами и средствами ИТ для решения задач направленных на формирование навыков рационального использования МКТ в профессиональной деятельности.
III этап – формирование собственной сетевой среды обучения с использованием цифровых технологий.
IV этап – методы и формы работы в режиме online.

В ходе исследования мы определили темы, которые необходимо внести в предмет «Музыкальная информатика»:

  • Формирование представлений об информации.
  • Общекультурные навыки работы с информацией: грамотное использование источников информации, оценка их достоверности, умение правильно организовать информационный процесс, информационная безопасность.
  • Освоение средств передачи информатизации и ИТ.
  • Овладение информационными и коммуникационными технологиями для формирования и реализации сетевой среды обучения.
  • Возможности коллективной творческой деятельности при работе в браузере в режиме online.

Содержание теоретического материала предмета «Музыкальная информатика» должно быть доступным для изучения и применения, но, в тоже время, давать такой уровень фундаментальных знаний, которые могли бы обеспечить практическую профессиональную деятельность преподавателя-музыканта.

В связи с этим, актуальной является задача внедрения в систему повышения квалификации педагогов-музыкантов предмета «Музыкальная информатика», где в процессе освоения современных средств обучения (МКТ, ЭМИ, мобильные технологии, интерактивные системы обучения музыке и т.д.) преподаватель войдёт в систему ИОС и будет готов к освоению ИТ, сможет научиться разумно анализировать новые образовательные и применять их в педагогической практике. Применяя знания из области музыкальной информатики, понимая принцип работы в сетевом информационно-образовательном пространстве, педагог-музыкант будет выстраивать обучение музыке в современных условиях, включать новые формы работы, расширять смысловое содержание предмета, применяя при этом современные средства обучения [19; 20].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бажукова Е.Н. Причины проявления формализма в профессиональной деятельности педагога-музыканта и возможности его преодоления в информационной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования, 2016. № 5 (60). С. 101-104.
  2. Бажукова Е.Н. Информационные технологии как ресурс преодоления формализма в знаниях студентов – будущих педагогов-музыкантов // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды IX Междунар. науч.-теор. конф. 26-27 октября 2017г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 288-294.
  3. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Преодоления формализма в знаниях музыкантов в области информационных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды // Теория и практика общественного развития, 2014. № С. 283-289.
  4. Бажукова Е.Н., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышении операционности знаний музыкантов в области информационных технологий // Теория и практика общественного развития, 2014. № 19. С. 186-191.
  5. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,
  6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). С. 8-17.
  7. Бордовский Г.А., Горбунова И.Б. Новые информационные технологии и проблемы преодоления формализма в знаниях // VI Санкт-Петербургская межд. конф. «Региональная информатика – 98»: тез. докл. Ч. 2. СПб., 1998. С. 44-45.
  8. Горбунова И.Б. Новые компьютерные технологии и проблема преодоления формализма в знаниях по физике: монография. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999.
  9. Горбунова И.Б. Использование современных компьютерных технологий для повышения операционности знаний. VII Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика–2000» («РИ – 2000»): Тез. докл. в двух частях. Ч. 2. СПб., 2000. С. 37-38.
  10. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. № 4 (9): 123–138.
  11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога // В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016. С. 224-228.
  12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и Digital Humanities // Современное музыкальное образование — 2015: материалы межд. научно-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 29-34.
  13. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства // В сборнике: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства Сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017. С. 95-108.
  1. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 254-258.
  2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 152–161.
  1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 63. № 2. С. 206-210.
  2. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 145-148.
  3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 289-293.
  4. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 213-218.
  5. Громцева А.К.  Преодоление формализма вобучении // Становление нового типа школы – основной путь борьбы с формализмом в обучении: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А.К. Громцева. ЛГПИ, 1989.
  6. Каиров И.А. Очерки деятельности Академии педагогических наук РСФСР, 1943-1966. М.: Педагогика, 1973. С. 276-277.
  7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика,1980.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Екатерина

Елена Николаевна, тема, рассматривая в Вашей статье , очень актуальна. Какое программное обеспечение было бы наиболее подходящим для педагога-музыканта, по Вашему мнению?

wpDiscuz