ПРЕПОДАВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ПРЕПОДАВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Федотенко Мария Александровна
магистрант, ассистент кафедры ТИДМ
ФГБОУ ВО «МПГУ»
Россия, г.Москва
e-mail: fedotenkom@mail.ru

Руководитель: Соболева М.Л.
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «МПГУ»

Системы школьного образования в России и Германии заметно отличаются друг от друга. В первую очередь по своей структуре (рис. 1).

Рис. 1. Структура школьного образования в России (слева) и Германии (справа)

Преподавание школьной информатики

В российских школах информатика изучается как обязательный предмет с 7 класса, в 10-11 изучается на базовом и углублённом уровнях. Также точками входа могут быть 5 класс и даже начальная школа.

В начальной школе в Германии информатика не преподаётся, но все школы оснащены компьютерами или планшетами, поэтому основы компьютерной грамотности в той или иной степени получают все.

Начиная с 5 класса, в зависимости от типа и профиля школы, информатика может изучаться:

  • как обязательный предмет;
  • как дисциплина по выбору (с зачётом) – это самый популярный вариант;
  • не изучаться как отдельный предмет (только в рамках других предметов – математика, физика, технология);
  • изучаться в рамках дополнительного образования;
  • не изучаться вовсе.

Итоговая аттестация

Российские школьники могут выбрать информатику в качестве предмета для сдачи экзамена в 9 классе (ОГЭ) и в 11 классе (ЕГЭ).

В Германии информатика есть в списке выпускных экзаменов, причём этот экзамен также единый, и на его программу уже распространяется национальный стандарт.

Методическое обеспечение

В России преподавание информатики осуществляется в основном с использованием УМК, входящих в федеральный перечень [8], в Германии такого перечня нет, каждая школа может самостоятельно выбирать учебные и методические пособия (часто их составляют ВУЗы, что помогает школам выстраивать современные и актуальные траектории обучения, а ВУЗам впоследствии получать уже хорошо подготовленных именно для них абитуриентов).

Кроме того, Германия состоит из 16 федеральных земель, и можно без преувеличения сказать, что многие федеральные земли живут «по своим законам».

Так, Министерство образования и научных исследований Германии [1] решает только самые общие вопросы (финансирование, общая стратегия развития образования и так далее), а более «насущными» вопросами (и в частности определением роли и места информатики) занимаются министерства образования федеральных земель.

Рассмотрим основные подходы к преподаванию школьной информатики на примере федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия (рис. 2). Это самая населённая, одна из самых больших (4 место) и самых «средних» по большинству показателей федеральных земель. Столица – Дюссельдорф, крупные города – Кёльн, Бонн, Дортмунд. Вопросами образования занимается Министерство образования и профессиональной подготовки [2].

Рис. 2. Федеральная земля Северный Рейн – Вестфалия на карте ФРГ

Вот примеры нескольких школ разных типов, где информатика преподаётся как отдельный предмет:

  1. Общеобразовательная школа HeinzNixdorfGesamtschule [5]:
  • 5-10 класс – «Информатика».

Предмет по выбору, 1 урок в неделю. Часть занятий проходит в музее Хайнца Никсдорфа (крупнейший в мире компьютерный музей) [3].

  1. Реальная школа VonFürstenbergRealschule [6]:
  • 5-6 класс – «Основы информационных технологий». Обязательный предмет, 1 урок в неделю.
  • 9-10 класс – «Информатика. Основы алгоритмизации». Предмет по выбору, 2 урока в неделю.
  • Реализован профильный технологический класс МИНТ (Математика-Информатика-Наука-Технологии). В нём изучается обязательный предмет «Основы информационных технологий», а также реализована концепция интегрирования профильных предметов, то есть элементы информатики интегрированы в математику и физику (например, моделирование в SketchUp, конструирование и программирование роботов).
  1. Гимназия Michael [4]:
  • 5-7 класс – «Основы информационных технологий».

Обязательный предмет, 1 урок в неделю.

  • 8-9 класс – «Информатика. Основы алгоритмизации».

Предмет по выбору, 2 урока в неделю.

  • 10 класс – «Информатика. Разработка программного обеспечения с Greenfoot и BlueJ» [7].

Предмет по выбору, 2 урока в неделю.

  • 11 класс – «Информатика. Моделирование, структуры данных и алгоритмы». Предмет по выбору, 2 урока в неделю.
  • 12 класс – «Информатика. Сетевые приложения, информатика и современное общество, базы данных и теоретическая информатика». Предмет по выбору, 2 урока в неделю.

В заключение

У российской и германской школ очень разные подходы к преподаванию информатики и совершенно разные цели её преподавания.

В России информатику изучают все, что, несомненно, способствует повышению общей компьютерной грамотности, позволяет говорить о «цифровом обществе» и «цифровой школе», и оставляет возможность в любой момент обучения решиться связать свою дальнейшую жизнь и учёбу с информатикой.

В Германии вся система школьного образования ориентирована на будущую профессиональную деятельность, и чёткое разделение «по интересам» начинается уже с 5 класса. С одной стороны, это позволяет подготовить специалистов уже на этапе среднего образования, с другой – иногда не оставляет возможности выбрать именно свою профессию в сознательном возрасте.

И, в связи с этим, мне, как российскому программисту и преподавателю информатики и программирования печально слышать постоянную критику нашей системы, особенно учитывая, что российские школьники и студенты с завидной регулярностью выигрывают мировые соревнования по информатике, программированию, робототехнике (JuniorSkills, олимпиады Google и Microsoft и многие другие), и в дальнейшем очень востребованы как ИТ-специалисты во всём мире, и в частности в Германии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Министерство образования и научных исследований Германии. – URL: https://www.bmbf.de (дата обращения 02.04.2018).
  2. Министерство образования и профессиональной подготовки земли Северный Рейн-Вестфалия. – URL: https://www.schulministerium.nrw.de (дата обращения 02.04.2018).
  3. Музей Хайнца Никсдорфа (Heinz Nixdorf Museums Forum). – URL: https://www.hnf.de/en/home.html (дата обращения 10.04.2018).
  4. Сайт гимназии St. Michael. – URL: http://www.michaelsschule.de (дата обращения 06.04.2018).
  5. Сайт общеобразовательной школы Heinz-Nixdorf-Gesamtschule. – URL: http://www.heinz-nixdorf-gesamtschule.de (дата обращения 06.04.2018).
  6. Сайт реальной школы Von-Fürstenberg-Realschule. – URL: http://rs-vonfuerstenberg.lspb.de (дата обращения 10.04.2018).
  7. Учебники, по которым реализуется преподавание информатики в гимназии St. Michael. – URL: https://verlage.westermanngruppe.de/schoeningh/artikel/978-3-14-037121-6/Informatik-Lehrwerk-fuer-die-gymnasiale-Oberstufe-Schuelerband-1 (дата обращения 06.04.2018).
  8. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО и СОО. – URL: http://base.garant.ru/70649798/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 10.04.2018).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Александра Борисовна

Здравствуйте, Мария Александровна! Ваш доклад меня очень заинтересовал. В связи с этим у меня возникли вопросы:
1. Есть ли возможность у российских школьников поступить в ВУЗы Германии и продолжать обучение по информатике там?
2. Сложно ли им будет конкурировать с поступившими в ВУЗ школьниками из Германии?
3. Есть ли учащиеся в Германии, которые имеют желание и возможность обучаться в России?

М.А. Федотенко
Здравствуйте, Александра Борисовна! Благодарю за проявленный интерес! В основе этой статьи исключительно мой личный опыт, соответственно на Ваши вопросы отвечу исходя из него и опыта моих знакомых. 1. Безусловно! Я сейчас не приведу статистику, но каждый год большое количество выпускников российских школ успешно поступает в немецкие ВУЗы, особенно на технические специальности. При этом главным (и по сути единственным) препятствием для них может стать только знание языков, потому что школьной подготовки по таким предметам как информатика, математика, физика им вполне хватает, и российские аттестаты в Германии давно котируются. 2. Неоднозначный вопрос. Немцы все-таки в своей стране учатся… Но в целом, как… Read more »
Т.А. Кувалдина
Здравствуйте, Мария Александровна! С большим интересом ознакомилась с Вашей публикацией. Подобные работы провожу со студентами — будущими учителями информатики. Не вполне согласна с Вами, что «у российской и германской школ очень разные подходы к преподаванию информатики и совершенно разные цели её преподавания». В своё время С.А. Бешенков (см. докт. дис.) убедительно показал, что именно школьная система обучения информатике в Германии наиболее близка к нашей — по фундаментальности и обязательности. Это было в 90-е гг. По материалам, которые мне довелось прорабатывать вместе со студентами, можно сделать выводы, что современная школьная информатика в Германии скорее всего напоминает нашу профильную школу и/или углублённое… Read more »
М.А. Федотенко
Здравствуйте, Татьяна Александровна! Благодарю Вас! С трудами Бешенкова я знакома, и Вы безусловно правы в том, что даже на примере России нужно очень аккуратно выбирать критерии сравнения. Но данная работа — не анализ существующих отечественных трудов и общие выводы, но желание поделиться своим личным опытом. Все приведенные в примере школы — это школы, в которых я лично была и с которыми сотрудничала. На самом деле их гораздо больше, разного уровня и в разных федеральных землях, поэтому в качестве примера привела те, что, на мой взгляд, наиболее «сглаживают» существующий контраст. С Вашей публикацией я тоже ознакомилась с большим интересом и гордостью… Read more »
М.Л. Соболева

Татьяна Александровна, спасибо за пожелания дальнейших успехов.
Будем рады сотрудничеству !

Алёна

Здравствуйте, Мария Александровна!
Очень заинтересовал после прочтения ваших тезисов вопрос сравнения преподавания в начальной школе и также реализации предметов по выбору в кампусах от университетов для 11-12 классов. Не могли бы вы немного осветить эти вопросы? Начальная школа интересует в разрезе STEM и информатики через робототехнику. Мы сейчас догоняем, но все же ещё на полшага отстаём. Как вы думаете, проблема скорее в учителях начальной школы и воспитателях и их погружённость в STEAM или в системе?
МПГУ сотрудничает с несколькими немецкими вузами. Советуете ли вы стажировки в них студентам? Насколько они будут адаптированы в Германии?

Кузнецова Татьяна

Мария Александровна, спасибо за статью! Почему, по вашему мнению, составителями УМК для российских школ не выступают университеты, и почему многие учебники загоняют под жёсткие требования стандарта?

Ксения

Мария Александровна, здравствуйте!.
Очень интересная статья! В связи с этим у меня возник вопрос.

В приведенных Вами примерах германских школ информатика на старшей ступени в основном изучается как предмет по выбору. Как Вы думаете, возможно ли, что в российских школах предмет «Информатика» на старшей ступени станет тоже предметом по выбору? И как Вы считаете, нужно ли его обязательное изучение на старшей ступени школы всем обучающимся российских школ?

Екатерина

Мария Александровна, здравствуйте. Спасибо за предоставленную информацию. По вашему мнению, достаточно ли школьникам тех минимальных знаний, которые дают в школах Германии?

А.С. Путина

Здравствуйте, Мария Александровна, скажите, пожалуйста, какую из систем Вы считаете более конкурентоспособной? Где уровень знания информатики выше?

wpDiscuz