ПОДГОТОВКА К SCRATCH-ОЛИМПИАДЕ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ПОДГОТОВКА К SCRATCH-ОЛИМПИАДЕ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Путина Анастасия Сергеевна
студент, 
ФГБОУ ВО «МПГУ»
Россия, г.Москва
e-mail: ak251192@yandex.ru

Руководитель: Самылкина Н.Н.
кандидат педагогических наук, доцент

В современном образовании роль олимпиад очень велика. Победители и призеры олимпиад, входящих в Перечень [3], получают льготы при поступлении в институты.

Олимпиады по информатике не являются исключением. Фактически, задачи на олимпиадах по информатике являются задачами по программированию. Значит, старшеклассник, желающий участвовать в олимпиадах по информатике, должен на высоком уровне владеть программированием.

Кроме того, хороший уровень владения программированием необходим для успешного освоения темы «Искусственный интеллект» в старшей школе [1] и некоторых других тем, изучаемых в старшей школе на уроках информатики.

За 1-2 года практически невозможно научиться программировать на высоком уровне. Значит, начинать изучение программирования необходимо как можно раньше. Это возможно даже в начальной школе [2]. Обычные языки программирования являются сложными для освоения детьми младшего школьного возраста (а также и более старшего возраста).

Предлагается начинать изучение программирования с помощью визуальных языков программирования. Одним из таких языков является Scratch. Это уникальная, свободно распространяемая среда для детей любого возраста. Она имеет графический интерфейс, и в ней может программировать как первоклассник, так и учащийся старшей школы. Программа позволяет создавать мультфильмы, различные тренажеры, игры и многое другое. За счет красочного интерфейса у учащихся появляется интерес к программированию.

Предлагается изучать среду программирования на практических занятиях в следующей последовательности: создание мультфильма, создание викторины, создание игры, создание образовательного проекта. Именно такая тематика предлагается на международной Scratch-олимпиаде.

Данная олимпиада организована компанией «РОББО» [3]. В олимпиаде могут участвовать учащиеся с 1 по 11 класс. Каждый участник должен создать проект на тему, соответствующую своему возрасту. Выполненный проект загружается на сайт проведения олимпиады. Победители определяются отдельно для каждой возрастной категории.

Ниже приведем тематику номинаций Scratch-олимпиады:

  1. 1-2 классы: создание творческого проекта в форме анимированной истории на свободную тему.
  2. 3-4 классы: создание творческого проекта в форме анимации (желательно — озвученной) одного из произведений (стихотворение, рассказ, басня и др.), изучаемых в рамках учебных предметов.
  3. 5-6 классы: создание творческого проекта в форме компьютерной игры-викторины по школьной программе.
  4. 7-8 классы: создание компьютерной игры на свободную тему.
  5. 9-11 классы: создание образовательного проекта на одну из тем, изучаемых в рамках учебных предметов «Физика», «Математика», «Информатика», «География», «Химия», «Астрономия», «История».

Предлагаемое пособие [3] содержит подробное описание создания проекта и будет полезно как для педагогов, так и для учащихся. Данная последовательность была использована при объяснении материала в ГБОУ Школа № 956 на кружке для школьников 6-8 классов и показала положительный результат усвоения темы школьниками.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Калинин И. А., Самылкина Н. Н., Информатика. Углублённый уровень: учебник для 11 класса. М.: БИНОМ, 2013.
  2. Нателаури Н. К. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика и ИКТ: программа курса. Поурочно — тематическое планирование: 2–4 классы / Н. К. Нателаури. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2017 № 866 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2017/18 учебный год» (Зарегистрирован 25.09.2017 № 48317).
  4. Путина А.С. Scratch0: от новичка к продвинутому пользователю. М.: Лаборатория знаний, 2018.
  5. http://robbo.ru/
Подписаться
Уведомить о
guest
14 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
Н.В. Николаева
Н.В. Николаева
3 лет назад

Добрый день! Мне показалось, ссылки у Вас не совсем верны, а именно в фразах «Данная олимпиада организована компанией «РОББО» [3]» и «Предлагаемое пособие [3]».
В целом информация интересная, имеется ли возможность где-либо ознакомиться с самим пособием?

А.С. Путина
А.С. Путина
Reply to  Н.В. Николаева
3 лет назад

Здравствуйте, да, признаю, произошла накладка со ссылками, прошу прощения. Должно быть «Данная олимпиада организована компанией «РОББО» [5]» и «Предлагаемое пособие [4]».
Данное пособие готовится к публикации и будет издано в июне этого года.

Анастасия Николаевна
Анастасия Николаевна
3 лет назад

Здравствуйте! Спасибо большое за полезную информацию.
Скажите пожалуйста, влияет изучение Scratch на результаты обучающихся во Всероссийской олимпиаде по информатике?

А.С. Путина
А.С. Путина
Reply to  Анастасия Николаевна
3 лет назад

Здравствуйте, Анастасия Николаевна, данную олимпиаду можно использовать в качестве тренировки для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников.

Екатерина Александровна
Екатерина Александровна
3 лет назад

Здравствуйте, Анастасия Сергеевна! Меня заинтересовала Ваша статья. Скажите, пожалуйста, будут ли призеры данной олимпиады иметь преимущество при поступлении в ВУЗ на специальность, связанную с программированием?

А.С. Путина
А.С. Путина

Здравствуйте, Екатерина Александровна, к сожалению, нет. Олимпиада не входит в Перечень и может использоваться только в качестве тренировки.

Алёна
Алёна
3 лет назад

Здравствуйте!
Уважаемая Анастасия Сергеевна, после прочтения вашей статьи возникло несколько вопросов.
1) какие языки вы подразумевали под «обычными»? Какие языки приемлимы для изучения в школе на ваш взгляд?
2) визуальные языки — это непосредственно программирование или все же пропедевтика программирования?
Желаю успехов вам и поздравляю с пособием!

А.С. Путина
А.С. Путина
Reply to  Алёна
3 лет назад

Алёна, здравствуйте!
1) Под обычными подразумевались не визуальные языки программирования. На мой взгляд, и те, и другие полезно изучать в школе.
2) все же программирование, пусть и на самом простом уровне.

Ксения
Ксения
3 лет назад

Анастасия Сергеевна, здравствуйте. Как Вы думаете, можно ли пробовать использовать данную среду программирования уже с дошкольниками?

А.С. Путина
А.С. Путина
Reply to  Ксения
3 лет назад

Ксения, здравствуйте, по моему личному мнению, нет. Даже школьникам 1-2 класса будет сложновато.

Александр
Александр
Reply to  Ксения
3 лет назад

Можно, только версию для дошкольников ScratchJr

Алексеева А.Р.
Алексеева А.Р.
3 лет назад

Подскажите пожалуйста, как лучше реализовывать подготовку к олимпиаде: в рамках школьного курса или на кружке/курсе по выбору? На какую возрастную категорию будет рассчитано ваше пособие?

А.С. Путина
А.С. Путина
Reply to  Алексеева А.Р.
3 лет назад

Здравствуйте, Александра Романовна, скорее, в рамках кружка. Свое пособие тестировала именно в ходе кружковой работы.
Пособие содержит проекты для участия всех возрастных категорий с 1 по 11 классы.

Сергей
Сергей
3 лет назад

Здравствуйте, Анастасия Сергеевна.
В чём преимущество языка Scratch в обучении школьников по сравнению с другими визуальными языками программирования?