ПОДГОТОВКА К SCRATCH-ОЛИМПИАДЕ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ПОДГОТОВКА К SCRATCH-ОЛИМПИАДЕ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Путина Анастасия Сергеевна
студент, 
ФГБОУ ВО «МПГУ»
Россия, г.Москва
e-mail: ak251192@yandex.ru

Руководитель: Самылкина Н.Н.
кандидат педагогических наук, доцент

В современном образовании роль олимпиад очень велика. Победители и призеры олимпиад, входящих в Перечень [3], получают льготы при поступлении в институты.

Олимпиады по информатике не являются исключением. Фактически, задачи на олимпиадах по информатике являются задачами по программированию. Значит, старшеклассник, желающий участвовать в олимпиадах по информатике, должен на высоком уровне владеть программированием.

Кроме того, хороший уровень владения программированием необходим для успешного освоения темы «Искусственный интеллект» в старшей школе [1] и некоторых других тем, изучаемых в старшей школе на уроках информатики.

За 1-2 года практически невозможно научиться программировать на высоком уровне. Значит, начинать изучение программирования необходимо как можно раньше. Это возможно даже в начальной школе [2]. Обычные языки программирования являются сложными для освоения детьми младшего школьного возраста (а также и более старшего возраста).

Предлагается начинать изучение программирования с помощью визуальных языков программирования. Одним из таких языков является Scratch. Это уникальная, свободно распространяемая среда для детей любого возраста. Она имеет графический интерфейс, и в ней может программировать как первоклассник, так и учащийся старшей школы. Программа позволяет создавать мультфильмы, различные тренажеры, игры и многое другое. За счет красочного интерфейса у учащихся появляется интерес к программированию.

Предлагается изучать среду программирования на практических занятиях в следующей последовательности: создание мультфильма, создание викторины, создание игры, создание образовательного проекта. Именно такая тематика предлагается на международной Scratch-олимпиаде.

Данная олимпиада организована компанией «РОББО» [3]. В олимпиаде могут участвовать учащиеся с 1 по 11 класс. Каждый участник должен создать проект на тему, соответствующую своему возрасту. Выполненный проект загружается на сайт проведения олимпиады. Победители определяются отдельно для каждой возрастной категории.

Ниже приведем тематику номинаций Scratch-олимпиады:

  1. 1-2 классы: создание творческого проекта в форме анимированной истории на свободную тему.
  2. 3-4 классы: создание творческого проекта в форме анимации (желательно — озвученной) одного из произведений (стихотворение, рассказ, басня и др.), изучаемых в рамках учебных предметов.
  3. 5-6 классы: создание творческого проекта в форме компьютерной игры-викторины по школьной программе.
  4. 7-8 классы: создание компьютерной игры на свободную тему.
  5. 9-11 классы: создание образовательного проекта на одну из тем, изучаемых в рамках учебных предметов «Физика», «Математика», «Информатика», «География», «Химия», «Астрономия», «История».

Предлагаемое пособие [3] содержит подробное описание создания проекта и будет полезно как для педагогов, так и для учащихся. Данная последовательность была использована при объяснении материала в ГБОУ Школа № 956 на кружке для школьников 6-8 классов и показала положительный результат усвоения темы школьниками.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Калинин И. А., Самылкина Н. Н., Информатика. Углублённый уровень: учебник для 11 класса. М.: БИНОМ, 2013.
  2. Нателаури Н. К. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика и ИКТ: программа курса. Поурочно — тематическое планирование: 2–4 классы / Н. К. Нателаури. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2017 № 866 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2017/18 учебный год» (Зарегистрирован 25.09.2017 № 48317).
  4. Путина А.С. Scratch0: от новичка к продвинутому пользователю. М.: Лаборатория знаний, 2018.
  5. http://robbo.ru/

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Н.В. Николаева

Добрый день! Мне показалось, ссылки у Вас не совсем верны, а именно в фразах «Данная олимпиада организована компанией «РОББО» [3]» и «Предлагаемое пособие [3]».
В целом информация интересная, имеется ли возможность где-либо ознакомиться с самим пособием?

А.С. Путина

Здравствуйте, да, признаю, произошла накладка со ссылками, прошу прощения. Должно быть «Данная олимпиада организована компанией «РОББО» [5]» и «Предлагаемое пособие [4]».
Данное пособие готовится к публикации и будет издано в июне этого года.

Анастасия Николаевна

Здравствуйте! Спасибо большое за полезную информацию.
Скажите пожалуйста, влияет изучение Scratch на результаты обучающихся во Всероссийской олимпиаде по информатике?

А.С. Путина

Здравствуйте, Анастасия Николаевна, данную олимпиаду можно использовать в качестве тренировки для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников.

Екатерина Александровна

Здравствуйте, Анастасия Сергеевна! Меня заинтересовала Ваша статья. Скажите, пожалуйста, будут ли призеры данной олимпиады иметь преимущество при поступлении в ВУЗ на специальность, связанную с программированием?

А.С. Путина

Здравствуйте, Екатерина Александровна, к сожалению, нет. Олимпиада не входит в Перечень и может использоваться только в качестве тренировки.

Алёна

Здравствуйте!
Уважаемая Анастасия Сергеевна, после прочтения вашей статьи возникло несколько вопросов.
1) какие языки вы подразумевали под «обычными»? Какие языки приемлимы для изучения в школе на ваш взгляд?
2) визуальные языки — это непосредственно программирование или все же пропедевтика программирования?
Желаю успехов вам и поздравляю с пособием!

А.С. Путина

Алёна, здравствуйте!
1) Под обычными подразумевались не визуальные языки программирования. На мой взгляд, и те, и другие полезно изучать в школе.
2) все же программирование, пусть и на самом простом уровне.

Ксения

Анастасия Сергеевна, здравствуйте. Как Вы думаете, можно ли пробовать использовать данную среду программирования уже с дошкольниками?

А.С. Путина

Ксения, здравствуйте, по моему личному мнению, нет. Даже школьникам 1-2 класса будет сложновато.

Алексеева А.Р.

Подскажите пожалуйста, как лучше реализовывать подготовку к олимпиаде: в рамках школьного курса или на кружке/курсе по выбору? На какую возрастную категорию будет рассчитано ваше пособие?

А.С. Путина

Здравствуйте, Александра Романовна, скорее, в рамках кружка. Свое пособие тестировала именно в ходе кружковой работы.
Пособие содержит проекты для участия всех возрастных категорий с 1 по 11 классы.

Сергей

Здравствуйте, Анастасия Сергеевна.
В чём преимущество языка Scratch в обучении школьников по сравнению с другими визуальными языками программирования?

wpDiscuz