ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

By | 23.04.2018
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Фадеева Клара Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева
»
Россия, г.Чебоксары
e-mail: fadeevakn@mail.ru

В настоящее время учебный процесс характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы деятельности учебного заведения и ориентацией на наилучшее управление образовательным процессом, включая самостоятельную, аудиторную работу студентов, учебно-методическое обеспечение дисциплин, научно-исследовательскую работу, курсовое проектирование, выпускную квалификационную работу, составление расписания занятий, осуществление сбора и анализа информации об успеваемости студентов.

Существуют различные определения понятия информационно-образовательная среда. В Концепции информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации (ИОС ОО РФ), разработанной С.Л. Лобачевым, А.А. Поляковым, В.И. Солдаткиным, под информационно-образовательной средой подразумевают «программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой и документированием в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимо от их профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности».

В исследованиях Роберт И. В., Лавиной Т. А., Босовой Л.Л., Денисовой А. Л., Захаровой И. Г., Касторновой В. А., Прозоровой Ю. А. нашли отражение проблемы формирования информационно-образовательной среды в вузе. Роберт И. В. в толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования указывает следующее определение «информационно-коммуникационная среда вуза –  совокупность условий, при которых осуществляется: активное информационное взаимодействие преподавателей, студентов и информационных ресурсов, в том числе созданных на базе ИКТ, ориентированных на оперирование этими ресурсами и осуществление исследовательской, экспериментальной, поисковой и другой деятельности студентов, преподавателей и др., а также функционирование управленческих организационно-методических структур вуза» [2].

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, информационно-коммуникационная среда вуза должна включать: средства сбора, накопления, передачи, продуцирования, обработки и распространения информации, разнообразные информационные объекты и связи между ними; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Информационно-коммуникационная среда как современного общества в целом, так и учебного заведения в частности, постоянно детерминируется благодаря достижениям научно-технического прогресса, а администрация вуза, преподаватели и студенты функционируют в ней, видоизменяют и совершенствуют ее. Научные исследования в различных областях убеждают в том, что совершенствование информационно-коммуникационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей и, прежде всего, интеллектуализацию деятельности всех членов общества во всех его сферах и, естественно, в сфере образования.

На наш взгляд для более эффективной подготовки бакалавров педагогического образования, занятия со студентами должны проводиться в условиях информационно-коммуникационной среды вуза, отвечающей выявленным Захаровой И. Г., Зинченко В. П. педагогико-технологическим требованиям:

  • открытость (студенты должны иметь открытый доступ к информационному образовательному ресурсу на основе идентификации пользователей);
  • интегративность и структурированная избыточность (студенты должны иметь возможность оптимального подбора образовательных ресурсов на основе использования иерархических баз данных, между объектами которых установлены определенные связи);
  • интерактивность информационного взаимодействия (студенты могут осуществлять поиск, отбор, передачу информации, информационное взаимодействие в условиях интерактивного диалога);
  • осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия (студенты должны иметь доступ к информационным ресурсам по курсу, обрабатывать информацию с использованием ИКТ, выполнять лабораторные работы, взаимодействуя в локальной и глобальной сетях, как с преподавателем, так и между собой) [1].

Роль информационно-образовательной среды вуза неоценима. Осуществление учебной деятельности в её условиях позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень подготовки студентов в области информационных технологий, помогает в значительной мере индивидуализировать обучение, а также систематизировать знания [3]. Правильно организованная информационно-образовательная среда способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию и дает толчок к развитию навыков самообучения, овладения высокими технологиями и современным инструментарием, повышает грамотность при поиске необходимой информации и работе с ней, что также является необходимым условием для дальнейшего профессионального развития будущего педагога.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лавина, Т. А. Подготовка будущих специалистов сферы сервиса в условиях информационно-коммуникационной среды ВУЗа / Т. А. Лавина, К. Н. Фадеева // Стратегия качества в промышленности и образовании : материалы IX междунар. конф. : в 3 т. Т. 1. – Днепропетровск; Варна, 2013. – С. 224–226.
  2. Роберт, И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт, Т. А. Лавина. – М. : ИИО РАО, 2006. – 96 с.
  3. Фадеева, К. Н. Информационная образовательная среда как структурный компонент предметно – развивающей среды дошкольного образования / К. Н. Фадеева // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе : материалы междунар. науч.-практ. интернет конф. – М. : МПГУ, 2016. – С. 380–382.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
wpDiscuz