О СВЯЗИ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

О СВЯЗИ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Павлов Дмитрий Игоревич
старший преподаватель

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва
e-mail: dpavlov@dpavlov4ever.ru

О влиянии информатики на развитие личности ребёнка сказано уже не мало. Ведущие специалисты в этой области определяют задачи учебного предмета «информатика» как «развитие информационной культуры учащихся, формирование их информационной компетентности и способности адаптации к условиям социально-информационной среды»[5]. Развивая эту мысль в своих работах Л.Л. Босова отмечает «ярко выраженную метапредметную направленность пропедевтического этапа школьного курса информатики»[1]. Отмечалось и влияние информатики в начальной школе на достижение метапредметных результатов начального общего образования [7].

Однако развитие информатики в школах сегодня – разнонаправлено. Так одни школы активно внедряют информатику, а их учителя довольны результатами [2]. Другие же, сосредоточившись на изменениях вносимых в ФГОС НОО и фактическом отказе от поиска путей диагностики метапредметных результатов, сосредоточились на «основных» дисциплинах. Хотя влияние информатики в начальной школе на результаты ВПР также было отмечено учителями [4].

Оставив за администрациями начальных школ право определять пути достижения результатов, мы всё же постараемся проследить влияние информатики на основные дисциплины начальной школы, такие как математика, литературное чтение и окружающий мир. Опираться будем на использование учебного пособия «Информатика для всех» 1-4 класс, выпущенного издательством БИНОМ Лаборатория знаний.

Итак, для начала рассмотрим работу с диаграммами. Ученики начинают работать с круговыми диаграммами уже во 2 классе. Для начала на уровне чтения этих диаграмм. Уже во втором классе они выполняют задания:

  • Заполнения пропущенных в тексте количественных данных, опираясь на данные диаграммы[8];
  • Сравнение количественных показателей, используя понятия «больше», «меньше», «больше на..», «меньше на…»
  • Окрашивание в соответствующие цвета секторов заготовленной диаграммы, опираясь на условие текстовой задачи;

В первом полугодии 3-го класса обучающиеся продолжают осваивать тему, но с элементами усложнения. Теперь:

  • Опираясь на серию диаграмм, они стараются подготовить текстовое описание с количественными показателями;
  • Самостоятельно строят диаграммы;

Какое влияние этот раздел программы по информатике может оказать на курс математики? В первую очередь прослеживается прямая связь между темой «доли и дроби», освоение которой обычно начинается во втором полугодии 3 класса. Ученики подходят к этой теме с корректно сформированным понятийным аппаратом. Да, они пока не знают терминов «числитель» и «знаменатель», но понимают, что если во дворе растёт 8 деревьев и 3 из них берёзы, то круг – как основу круговой диаграммы, надо разделить на ВОСЕМЬ РАВНЫХ частей и три из них закрасить выбранным цветом. А значит «почва» для освоения темы «доли и дроби» у них создана, что особенно важно, так как в некоторых программах на эту тему отводится слишком мало времени, а для курса математики, при переходе от натурального к рациональному числу, эта тема – определяющая.

Теперь рассмотрим связь уроков окружающего мира с информатикой. Сам по себе окружающий мир имеет очень значительную предметную составляющую, направленную на формирование представлений детей о мире вокруг и взаимосвязях между человеком и объектами живой и неживой природы. Вклад этой дисциплины в расширение кругозора также трудно переоценить. Однако за всеми этими «естественнонаучными» знаниями не редко теряется работа по освоению навыков информационной культуры, и ученики начинают теряться в объёмах информации. То есть, к примеру на уроках иногда используются таблицы. Но чисто механически, без разбора особенностей и без формирования представлений об этом способе систематизации данных.

Информатика предлагает для освоения окружающего мира широчайший набор инструментов по работе с данными. Начиная с 1 класса ученики осваивают работу с таблицами свойств. Учатся соотносить данные таблиц с текстом. Становясь старше, они учатся определять в каком случае и как применить эту таблицу, сколько нужно столбцов, строк, сами строят эти таблицы, определяя общие свойства однородных объектов и оперируют полученными из таблиц данными. Кроме того, ученики осваивают:

  • Работу со схемами отношений, включая схемы транспорта;
  • Работают с условными обозначениями, знаками, символами и осваивают приёмы по поиски и интерпретации их значений;

Важным элементом обучения является работа со схемами наследования, а также схемами понятий, которые позволяют ученикам систематизировать информацию об объектах, процессах, явлениях. Весь этот инструментарий будет полезен ученикам для систематизации информации на уроках окружающего мира.

Важно также определить связь между информатикой и уроками русского языка и литературного чтения в начальной школе. И она безусловно есть. Начнём с чисто утилитарного аспекта – грамотность. При освоение клавиатурного набора серьёзное внимание учитель уделяет грамотности набираемых текстов. У учеников формируется устойчивое представление о том, что грамотно надо не только писать, но и печатать. А это – ещё и значительный воспитательный момент.

Но это безусловно не главная связь. Важнейшим связующим аспектом является смысловая работа с текстовой информацией. Да, литература безусловно рассматривает вопросы смыслового чтения. Но информатика позволяет взглянуть на работу с текстом с точки зрения задачи коммуникации. То есть погружаясь в различные ситуации ученик начинает уходить от парадигмы «пишу потому, что задано» в пользу «пишу, чтобы меня поняли».

На уроках информатики, ученик готовит сообщения опираясь на[9]:

  • Исходный объём материала;
  • Способ (канал) передачи;
  • Имеющиеся средства представления;
  • Подготовленность аудитории;
  • Цель коммуникации;

На уроках же литературного чтения он овладевает средствами выразительностями, и иными компонентами, превращающими сухое сообщение в эмоционально окрашенное и содержащие нужный мотив. Иначе говоря литературное чтение и информатика делят одну задачу, и сосредоточившись, каждый на своей грани, совместно формируют у ученика информационную культуру и культуру общения.

Заявленный формат конференции не позволяет детально развернуть предложенные мысли, но даже бегло изложенные тезисы позволяют уверенно говорить о том, что информатика в начальной школе существенно расширяет возможности других предметов, оказывая непосредственное влияние на результаты обучения по остальным дисциплинам начальной школы.

Некоторое согласие с этими тезисами высказали некоторые учителя начальной школы, на практике работавшие с УМК «Информатика для всех»[3],[6]. Разумеется, эти тезисы нуждаются в дальнейшем осмыслении и опытной проверке, о результатах которой мы будем информировать педагогическую общественность.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова Л.Л. МЕТАПРЕДМЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ — ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ЭТАПА ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ [Статья] // ВЕСТНИК СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.К. АММОСОВА. — 2009 г..
  2. Каплан А.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Материалы международной научно-практической конференции. 2018 [Конференция] // ИНФОРМАТИКА ПОНЯТНАЯ ВТОРОКЛАССНИКУ. — Новосибирск : Издательский центр «Quantum», 2018.
  3. Каплан А.В. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ВСЕХ» В ПЕРВОМ КЛАССЕ [Статья] // Информатика в школе. — 2017 г.. — 3.
  4. Колганова Ю.С. ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВПР – ОПЫТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА [Статья] // Интерактивное образование. — 2017 г.. — 6.
  5. Кузнецов А.А. Бешенков С.А. Захарова Т.Б. Матеева Н.В. Об информатике, её подходах и предмете (философия информатики) [Статья] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки.. — Тамбов : Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2005 г.. — 3 : Т. 10.
  6. Лазаревич А.В. Международная научно-практическая конференция «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ» [Конференция] // РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ИНФОРМАТИКОЙ С УЧЕНИКАМИ 1 КЛАССА НА БАЗЕ УМК «ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ВСЕХ». — Уфа : Омега-Сайнс, 2017. — Т. 2.
  7. Павлов Д.И. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ сборник материалов международной научно-практической конференции. [Конференция] // Достижения метапредметных результатов начального общего образования средствами информатики.. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
  8. Павлов Д.И. РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ НАВЫКОВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ [Статья] // Информатика в школе. — Москва : [б.н.], 2018 г.. — 1.
  9. Павлов Д.И. РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ НАВЫКОВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТОВ И ТЕКСТОВ С УСЛОЖНЕНИЕМ [Статья] // Информатика в школе. — Москва : [б.н.], 2018 г.. — 2.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Злата

Достаточно интересная тема для обсуждения. И у меня естественно возникли несколько вопросов. С какими темами по математике за второй класс можно связать информатику? Поможет ли в этом УМК «Информатика для всех»?

Александра Лазаревич

Уважаемый Дмитрий Игоревич! Меня очень заинтересовала Ваша статья. подскажите, пожалуйста, какого рода задания присутствуют в УМК «Информатика для всех», позволяющие включать их в уроки литературного чтения? Спасибо.

Т.А. Кувалдина
Здравствуйте, Дмитрий Игоревич! Очень заинтересовала Ваша работа, буду ещё смотреть и Ваши другие публикации. Вопрос 1: круговые диаграммы и таблицы — это информатика или всё-таки математика? Таблицы уже давно есть в рабочих тетрадях для нач. шк. — «Школа 2100». О диаграммах во 2-3-м кл. — Ваш текст: «Опираясь на серию диаграмм, они стараются подготовить текстовое описание с количественными показателями; Самостоятельно строят диаграммы;..» Интересно узнать, каковы результаты таких нововведений? Занимаюсь другими проблемами и работаю со студентами — будущими учителями информатики, и мой вопрос связан как с интеграцией знаний, так и с принципом преемственности в обучении информатике — конечно, на фоне математической… Read more »
wpDiscuz