О РЕЗУЛЬТАТАХ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

О РЕЗУЛЬТАТАХ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Орлов Александр Сергеевич
преподаватель информатики

МГПУ ИСПО им. К.Д.Ушинского
Колледж «Черёмушки»
Россия, г.Москва e-mail: aleks5454@mail.ru

Система среднего профессионального образования уже несколько десятилетий успешно готовит кадры для начальной школы и активно отзывается на все «вызовы времени» которые ставит общество перед образованием. Так, учреждения среднего образования первыми откликнулись на появление в начальных классах технических аудиовизуальных средств обучения (Мархель И.И. Овакимян Ю.О., 1987). Оперативно откликнулась система среднего профессионального образования и на включение ИКТ, адаптировав учебные программы (Павлов Д.И., 2013). В вопросах преподавания информатики в начальных классах система СПО также была крайне оперативна. Но ситуация с преподаванием информатики изменилась, а с преподаванием методики информатики будущим учителям начальной школы – нет.

О важности информатики в начальной школе и её связи с непрерывным курсом информатики неоднократно высказывались ведущие учёные (Босова Л.Л., 2012). Отмечена прямая связь между освоением информатики в начальной школе и достижением метапредметных результатов начального общего образования (Бешенков С.А. Ракитина Е.А. Миндзаева Э.В., 2010) (Горячев А.В.). И школы всё чаще уделяют внимание информатике на уровне начального общего образования. 

Однако до сих пор не решён фундаментальный вопрос: «Кто же должен преподавать информатику в начальных классах?» однозначного ответа нет. Эта функция возлагается то на учителей начальной школы, то на учителей информатики. У обоих подходах есть свои сильные и слабые стороны.

Так, если учитель информатики начинает вести уроки в начальной школе, то не редки случаи когда:

  • Учитель не знаком с возрастными особенностями младших школьников;
  • Учитель не знаком с особенностями программы начальной школы и не может простроить корректные межпредметные связи;
  • Учитель не знаком с ФГОС НОО и не может корректно ориентировать дисциплину на результаты начального общего образования;

В случае же с преподаванием информатики учителями начальной школы, не редки следующие проблемы:

  • Не верное понимание целей и задач информатики;
  • Отсутствие у учителя знания должной методики;

Я  всегда стоял на позиции, что уроки информатики в начальных классах должны проводить сами учителя начальной школы. Это позволяет куда глубже подчинить информатику задачам начального образования в целом.

На базе нашей образовательной организации – Колледж «Черёмушки» института СПО им. К.Д. Ушинского МГПУ (Ранее «Педагогический колледж №4») дисциплина «Методика преподавания информатики в начальных классах» реализуется с 2002 года, при обучении студентов по специальностям:

  • Преподавание в начальных классах;
  • Коррекционная педагогика в начальном образовании;

Первые годы методическую основу курса составляли работы Ю.А. Первина (Первин Ю.А., 2008) по методики обучения информатике в начальной школе и учебные пособия А.В. Горячева, А.Л. Семёнова и Н.В. Матвеевой.

Однако в 2014 году, проведённый срез показал, что наши выпускники не уделяют достаточное внимание информатике. Более того, с получением опыта некоторые из них делают попытки работать с курсом информатики, но не мало и тех, кто в последствии отказывается.

Опираясь на эти данные, мы приняли решение существенно обновить содержание учебной программы, принимая во внимание самый передовой опыт в этой области. Мы рассмотрели возможность применения интерактивных сред (Босова Л.Л. Сорокина Т.Е., 2014) и международный опыт (Босова Л.Л., 2016). Рассмотрели требования ФГОС НОО (Асмолов А.Г., 2008) и влияние информатики на метапредметные результаты начального образования, а также и на результаты ВПР (Колганова Ю.С., 2017). Внимательно учли передовой педагогический опыт (Каплан А.В., 2018) и вопросы применения самых современных технологий – таких как эвристическое (Павлов Д.И., 2017), проектное и проблемное обучение.

В результате наша программа существенно обновилась. Методическую основу программы теперь составляет:

  • Учебное пособие А.А. Кузнецова по методике преподавания информатики;
  • Учебные пособия, монографии, статьи Л.Л. Босовой, М.П. Лапчика, С.А, Бешенкова;
  • Учебно-методические комплекты Н.К. Нателаури и Д.И. Павлова для начальной школы;

Изменено содержание занятий. Теперь 1/3 занятий обучающиеся занимаются подготовкой и проведением элементов занятий, 1/3 решением задач, в том числе освоением сред Kodu Game Lab и Scratch. И оставшуюся треть составляет теоретическое обучение.

Результаты не замедлили сказаться. Выпускники двух последних лет куда активнее принимаются за работу в области информатики. Более того, отмечены случаи публикаций наших выпускников в научно-методических и профессиональных изданиях по тематике преподавания информатики в начальной школе. А следовательно выбранный путь по изменению характера подготовки в области информатики будущих учителей начальных классов обучающихся в системе СПО следует признать верным. Более того, в ближайшее время планируется  внести дополнительные изменения, учитывая новую редакцию ФГОС НОО (Павлов Д.И., 2017), и влияние робототехники на методику преподавания информатики (Самылкина Н.Н. Калинин И.А., 2017). Наша задача – довести показатели эффективности в этой области до следующих:

  • Не менее 50% выпускников работающих в начальной школе ведут уроки или занятия по информатике;
  • Повышение количества ежегодных публикаций в научно-методических и профессиональных изданиях выпускников работающих в области информатики;
  • Установить связь между преподаванием информатики и результатами ВПР учеников начальных классов;

Если поставленные результаты будут достигнуты, мы сможем считать, что учителя начальных классов способны на должном уровне, с учётом всех современных тенденций, преподавать информатику в начальной школе, а также опубликуем доказавшую эффективность программу и методическое оснащение к ней.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Книга]. — Москва : Просвещение, 2008. — стр. 4-5.
  2. Бешенков С.А. Ракитина Е.А. Миндзаева Э.В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам [Статья] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — Москва : [б.н.], 2010 г.. — 1. — стр. 58-63.
  3. Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы [Книга]. — Москва : БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012.
  4. Босова Л.Л. Сорокина Т.Е. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ [Статья] // ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ . — Москва : [б.н.], 2014 г.. — 7.
  5. Босова Л.Л. ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В КИТАЕ: ИДЕИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ НАМ ПОЛЕЗНЫ [Статья] // НАУКА И ШКОЛА . — Москва : Московский педагогический государственный университет (Москва) , 2016 г.. — 1.
  6. Горячев А.В. О некоторых проблемах освоения объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики. — Москва : ФГБОУ ВО МПГУ.
  7. Каплан А.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Материалы международной научно-практической конференции. 2018 [Конференция] // ИНФОРМАТИКА ПОНЯТНАЯ ВТОРОКЛАССНИКУ. — Новосибирск : Издательский центр «Quantum», 2018.
  8. Колганова Ю.С. ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВПР – ОПЫТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА [Статья] // Интерактивное образование. — 2017 г.. — 6.
  9. Мархель И.И. Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения [Книга]. — Москва : Высшая школа, 1987.
  10. Павлов Д.И. «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» — сборник материалов конференции [Конференция] // Педагог и средства ИКТ — пльянс на долгие годы. — Москва : ООО «ЛОГОМАГ», 2013.
  11. Павлов Д.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СМЫСЛОВОГО ВИДЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Статья] // Информатика и образование. — Москва : [б.н.], 2017 г.. — 8.
  12. Павлов Д.И. НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Статья] // Педагогическая информатика. — Москва : «Академия информатизации образования», 2017 г.. — 3.
  13. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике [Книга]. — Москва : Бином. Лаборатория знаний. , 2008.
  14. Самылкина Н.Н. Калинин И.А. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ НА СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ [Статья] // Информатика в школе. — 2017 г.. — 8 (131).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Дмитрий Игоревич

Александр Сергеевич!
Спасибо за интересный материал. Душой с Черёмушками 🙂
Мне очень нравятся поставленные задачи и готов способствовать их выполнению. Хотелось бы узнать, рассматриваются ли сейчас элементы проектной деятельности в области информатики в начальной школе? Есть какие-то интересные наработки?

wpDiscuz