ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ: «ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ:
«ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ»

Мулдашев Роман Мадиевич
старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Россия, г.Саратов
e-mail: muldashev86@mail.ru

Мулдашева Светлана Викторовна
учитель математики и информатики
ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова»
Россия, г.Саратов
e-mail: shevcova_sv@mail.ru

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога являются достижения его учеников. Важное значение при этом имеет успешное прохождение выпускниками государственной итоговой аттестации.

В течение последних нескольких лет государственная итоговая аттестация для выпускников основной школы проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), целью которого является оценка уровня подготовки выпускников общеобразовательных учреждений по учебным предметам для отбора и зачисления в образовательные учреждения в целях продолжения получения образования.

Одним из обязательных для сдачи ОГЭ предметов является математика.

Экзаменационная работа по математике разделена на две части и включает в себя модули «Алгебра» и «Геометрия». Всего в работе содержится 26 заданий, среди которых для 19% заданий предоставляется выбор ответа. С 30% работы могут справиться уже шести- и семиклассники, поэтому основную целенаправленную подготовку к ОГЭ по математике необходимо начинать с 7 класса, расширяя и дополняя ее в следующие два года обучения. Особое внимание при этом необходимо уделить следующим темам: Обыкновенные дроби. Сокращение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Положительные и отрицательные числа и арифметические действия с ними. Степень с натуральным показателем. Многочлен. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения.

Таким образом, можно добиться не только более качественной подготовки к сдаче ОГЭ, но и значительно снизить нагрузку на учащихся в последний год обучения.

Среди предметов по выбору, которые выпускники основной школы сдают в форме ОГЭ для продолжения обучения в 10 классе с соответствующим направлением обучения или поступления на те или иные специальности в технические ВУЗы, востребована информатика. Экзаменационная работа по информатике и ИКТ состоит из двух частей и содержит 20 заданий, среди которых для 30% заданий предоставляется выбор ответа.

Осознанное решение о сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ учащиеся принимают в последний год обучения в основной школе, поэтому для подготовки к экзамену в распоряжении у выпускников один учебный год. Кроме того, сложность заключается еще и в том, что на сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, позволяющего подготовиться к экзамену, не прибегая к использованию дополнительных материалов. Педагоги вынуждены использовать не только допущенные, но и рекомендованные учебники в сочетании разными пособиями и образовательными порталами. Поэтому только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.

Важное значение в процессе подготовки к экзаменам имеют материалы, предлагаемые Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ»), который занимается исследованиями в области оценки качества образования [1].

Проанализировав демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основных государственных экзаменов по математике и по информатике и ИКТ и соответствующие кодификаторы требований к уровню подготовки обучающихся, подготовленные ФГБНУ «ФИПИ» [1], мы пришли к выводу, что 20% экзаменационных заданий по математике, включенных в модуль «Алгебра» (часть 1), связаны с темами, изучаемыми на уроках информатики, и требуют от учащихся сформированности соответствующих умений. Так, например, для успешной сдачи математики учащимся необходимы умения работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события (извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях) и анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.

На наш взгляд, такое «пересечение» элементов содержания контрольно-измерительных материалов и требований к уровню подготовки выпускников обусловлено Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в соответствии с которым учебные предметы «Математика» и «Информатика и ИКТ» составляют одну предметную область и отражают общие предметные результаты [3].

Таким образом, для подготовки к ОГЭ по математике, ученик должен иметь не только соответствующую математическую подготовку, которая в свою очередь пригодится ему и для сдачи ОГЭ по информатике, но и практические навыки курса информатики и ИКТ, а продуктивность подготовки выпускников к основному государственному экзамену напрямую зависит от профессиональной компетентности и высокого профессионализма педагога [2].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Материалы официального сайта Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 23.01.2018).
  2. Мулдашев Р.М., Мулдашева С.В. Подготовка к государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ // Информационные технологии в образовании: материалы V Всерос.научно-практич. конфер. Саратов: «ИЦ «Наука», 2013. С. 46-48.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 25.01.2018).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Алексеева А.Р.

Коллеги, благодарю за столь интересную статью. Скажите пожалуйста, стоит ли
выносить подготовку к определенным заданиям из ОГЭ по информатике на уроки математики?

Светлана

Спасибо за комментарий! Рады, что наша статья Вас заинтересовала. Мы считаем, что разбор некоторых заданий, например задания № 16, можно производить и на уроках математики, хотя специально выносить их на уроки математики, думаем, не стоит. Однако, у нас есть опыт, правда он касается подготовки к ЕГЭ по информатике, когда при решении одного из заданий требовались исключительно математические знания и умения, и именно педагог-математик помог разобраться в решении задачи.

Екатерина

Добрый день, очень заинтересовала ваша статья. Подскажите, пожалуйста, в ОГЭ по информатике имеются задания, связанные с темами основного курса математики? Если да, то поможет ли это школьникам при подготовке?

Светлана

Здравствуйте! Спасибо за интерес к нашей статье. В явном виде в ОГЭ по информатике нет заданий, которые были бы посвящены каким-то конкретным темам основного курса математики. Однако, школьники должны знать порядок выполнения действий, уметь выполнять сложение, умножение, деление (в том числе столбиком), вычитание не только целых, но и десятичных чисел; знать признаки делимости; ориентироваться в табличных данных; уметь «читать» диаграммы и графики и др. Таким образом, математическая подготовка школьников имеет немаловажное значение при сдаче ОГЭ по информатике.

wpDiscuz