НА ОСТРИЕ ПРОБЛЕМЫ – МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

НА ОСТРИЕ ПРОБЛЕМЫ – МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Горбунова Ирина Борисовна
доктор педагогических наук, профессор
РГПУ им. А.И. Герцена
Россия, г. Санкт-Петербург
e-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

Орлова Елена Владимировна
кандидат искусствоведения,
член Союза композиторов РФ

директор журнала «Музыка и Электроника»
Россия, г. Санкт-Петербург

В третье тысячелетие музыкальное искусство вошло с новыми, медийным качеством звукового потенциала. Медийность проникает во все сферы музыкальной жизни: в музыкальный быт (радио, телевидение, концертная и театральная сцена); в учебниках по теории музыки и музыковедческих научных исследованиях все чаще встречается термин «медиамузыка», любой музыкант с помощью нового инструментария может совместить в себе роли композитора, исполнителя и звукорежиссера, а компьютерная композиция давно перестала быть экзотикой. Неудивительно, что преподаватель, который сегодня использует на уроках только традиционные акустические инструменты и не умеет записать саундтрек или создать компьютерную аранжировку, выглядит в глазах учеников как минимум некомпетентным. В художественной сфере произошли кардинальные перемены, возникли новые творческие и образовательные направления: «цифровые искусства», «distant reading», «digital reading», «музыкально-компьютерные технологии», «медиаобразование» и др., требующие совместных исследований гуманитариев и специалистов в области информационных технологий (см. подробнее в работах [4 — 6]).

Однако до сих пор в системе современного музыкального образования остро стоит вопрос разработки самостоятельных государственных образовательных стандартов, соответствующих электронно-цифровому образованию музыкантов в условиях функционирования высокотехнологичной цифровой образовательной среды, равно как и вопрос разработки ФГТ (Федеральных государственных требований) к соответствующей области преподавания в ДШИ/ДМШ. А предметная область «Музыкальная информатика», как считают специалисты, должна быть полновесно представлена во всех предпрофессиональных и профессиональных направлениях подготовки музыкантов.

Именно эта область современных знаний – музыкальная информатика, возникшая за рубежом в 70-е годы прошлого века и получившая там свое развитие в разного рода образовательных программах, попала под пристальное внимание докторов наук, профессоров и доцентов Российского государственного педагогического университета  им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного института культуры, Уральского государственного педагогического университета, а также пяти ведущих консерваторий страны (Московской, Санкт-Петербургской, Уральской, Саратовской и Новосибирской) на Российской научно-творческой педагогической сессии «Цифровые технологии в науке и практике обучения музыкальному искусству и творчеству», в частности, на её Научно-методической конференции «Проблемы и перспективы развития предмета Музыкальная информатика», которые была организованы и проведены 30-31 марта 2018 г. Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ  им. А.И. Герцена при поддержке российского образовательного журнала «Музыка и Электроника» и Международного центра «Искусство  образование». 

Участниками представительной Конференции в целом было констатировано, что в России развитие Музыкальной информатики, как науки, находящейся на стыке разных областей знаний, а также как предмета с соответствующим программно-методическим сопровождением значительно заторможено. Причин тому несколько.

Первая и главная – преимущественная ориентация всей системы нынешнего отечественного музыкального образования на традиционные области обучения – музыкальную композицию (прежде всего для исторически сформированного парка акустических инструментов), академическое исполнительское искусство, а также музыкально-теоретическую подготовку, основывающуюся на старой-доброй европоцентристской модели анализа музыкального языка и развития равнотемперированного слуха.

Другая причина тому – непривычность сочетания технологической и художественной терминологий. Так, многих музыкантов до сих пор подчас напрягает словосочетание «компьютерная музыка», а специалистам, продвигающим в обучение информационные технологии, не всегда нравятся понятия, входящие в профессиональный словарь музыкантов: «музыкальный компьютер», «музыкальная информатика» и др.

Доля условности в таких обозначениях, действительно, есть. Но и многие более общие термины нашей эпохи цифровой революции носят достаточно условный характер, ведь «информационные технологии» передачи разного рода сообщений, смыслов и представлений между людьми существовали уже в древности – в технике наскальных рисунков, затем клинописи, алфавита, книгопечатании и т.д.

Тем не менее, несмотря на доминирование консервативного контекста существующей образовательной системы, Музыкальная информатика как область изучения уже находит рассмотрение в отечественной науке. Об этом рассказал руководитель Научно-творческого центра электроакустической музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Харуто А.В., автор таких монументальных изданий как «Музыкальная информатика. Компьютер и звук» и «Музыкальная информатика. Теоретические основы».

Наиболее же активное развитие Музыкальная информатика в наших учебных заведениях получила в прикладном своем качестве – причем на всех уровнях обучения, в т.ч. начальном. Например, как учебная дисциплина она существует в вариативной части осваиваемых предметов предпрофессиональных программ ДМШ и ДШИ. Она также включена в программы всех отделений средних музыкально-учебных заведений и относится в музыкальных ССУЗах к дисциплинам профессионального цикла. Музыкальная информатика преподается также и в ряде вузов – Московской, Саратовской, Петербургской консерваториях и др. Однако часто, в соответствии с образовательными стандартами высшего образования (ВПО и ВО) там она оказывается не самостоятельной областью, а лишь в рамках предполагаемого изучения более широкой сферы, например, такой, как «Современные информационные технологии» и др.

Но и в имеющейся трехступенчатости вхождения в предмет Музыкальная информатика возникает также своё проблемное поле. Как отметил на конференции Полозов С.П., доктор искусствоведения, профессор Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова, такая преемственность создаёт проблему содержания соответствующих учебных дисциплин. Совершенно очевидно, что на каждом уровне образования акценты в овладении информационными технологиями меняются. Однако в требованиях ГОС содержание этих дисциплин не оговаривается. Единый образовательный стандарт здесь фактически отсутствует, что побуждает действовать эмпирически, разрабатывая собственные авторские программы при полном отсутствии удовлетворительных учебников и учебных пособий. Разработка общей стратегии овладения информационными технологиями в области музыкального искусства и конкретизация требований к этому освоению на каждом уровне образования является, по мнению выступавшего, одной из насущных проблем трансформации и модернизации музыкального образования».

Вместе с тем такая преемственность создаёт проблему содержания соответствующих учебных дисциплин. Совершенно очевидно, что на каждом уровне образования акценты в овладении информационными технологиями меняются. Однако в требованиях ГОС содержание этих дисциплин не оговаривается. Единый образовательный стандарт здесь фактически отсутствует, что побуждает действовать эмпирически, разрабатывая собственные авторские программы при полном отсутствии удовлетворительных учебников и учебных пособий. Разработка общей стратегии овладения информационными технологиями в области музыкального искусства и конкретизация требований к этому освоению на каждом уровне образования, на наш взгляд, является одной из насущных проблем.

Предметная область «Музыкальная информатика», как считают специалисты, должна быть полновесно представлена во всех предпрофессиональных и профессиональных направлениях подготовки музыкантов. Необходимо скорейшее решений этих проблем отечественного музыкального образования (см., также в статьях [1; 7- 9]).

В обсуждении докладов был поставлен целый ряд других актуальных проблем (многие из них рассматривались нами ранее, например, в работах [2; 3; 10] и др.). Подтверждением тому стала последующая демонстрация наиболее характерных работ из прикладной области применения знаний, полученных на предмете Музыкальная информатика. Это были учебные проекты Фестиваля-конкурса «Музыка и Мультимедиа в Образовании» («ММО»-18), которые подготовили преподаватели и их ученики с использованием цифровых мультимедийных технологий  – музыкальных видео-пособий (в т.ч. по Музыкальной информатике), видео-клавиров, видео-партитур, видео-презентаций, художественно-образовательных проектов и др.

Залогом позитивных перемен должно стать объединение прогрессивно мыслящих управленческих кадров и научно-педагогического сообщества, как это произошло в конце марта в Санкт-Петербурге (в РГПУ им. А.И. Герцена) на мероприятиях в рамках Российской научно-творческой педагогической сессии «Цифровые технологии в теории и практике обучения музыкальному искусству и творчеству». Накал состоявшейся на ней дискуссии показал наличие как больших лакун в современном творческо-педагогическом пространстве, так и настроенность музыкальной общественности на активное содействие изменению сложившейся ситуации в самом ближайшем будущем.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика // Музыка и время. 2016. № 11. С. 25-32.
  2. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века // Научное мнение. 2014. № 10-2. С. 22-34.
  3. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 456-461.
  4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога // В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016. С. 224-228.
  5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века // Общество: философия, история, культура. 2015. № 5. С. 22-29.
  6. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 145-148.
  7. Горбунова И.Б. Педагогический университет сегодня: новые педагогические технологии (на примере деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии») // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. № 6. С. 256-260.
  8. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства // В сборнике: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства Сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017. С. 95-108.
  9. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 254-258.
  10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 289-293.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Иван Владимирович

Ирина Борисовна, меня очень заинтересовала Ваша статья. После прочитанного, возник вопрос: каким Вы видите содержание учебной дисциплины «Музыкальная информатика» в детских музыкальных школах и школах искусств?

Т.А. Кувалдина
Здравствуйте, уважаемая Ирина Борисовна! С огромным интересом знакомлюсь со всеми материалами, представленными здесь Вами и Вашими учениками. Ваши передовые исследования — это ориентир к действию не только для музыкантов, но для преподавателей информатики. В нашем ун-те в своё время открывалась программа бакалавриата «Музыкально-компьютерные технологии». Все подробности здесь не напишешь, могу только особо отметить, что такие междисциплинарные исследования имеют принципиально — не только прикладное, но и фундаментальное значение для развития системы образования по информационным технологиям — и профессиональной, и общей. Например, очень важно соотнести требования к подготовке студентов таких разных специальностей — музыки и информатики. Планирую использовать Ваши остроактуальные материалы в… Read more »
wpDiscuz