НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ (УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ)
Соболева Марина Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва
e-mail: ml.soboleva@m.mpgu.edu
В условиях современной информационной образовательной среды учителя информатики в соответствии с ФГОС педагогического образования (уровень магистратуры) [2] должны обладать компетенциями, отражающие следующие направления деятельности современных учителей, в частности, учителей информатики:
- организация и реализация обучения информатике в школе (уровень основного и среднего общего образования);
- организация проектной и исследовательской деятельности обучаемых в школе;
- разработка дидактических средств обучения (электронных образовательных ресурсов (ЭОР));
- ведение электронного ресурса по предмету;
- экспертная деятельности
- взаимодействие с обучаемыми, родителями и коллегами, в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий;
- администрирование и ведение электронного журнала;
- администрирование и обновление сайта школы;
- и другие.
На математическом факультете МПГУ осуществляется подготовка учителей информатики в магистратуре по направлению 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Профильное и углублённое обучение информатике». В содержание рабочих программ дисциплин методического блока «Дидактика в обучении информатике», «Методика углублённого обучения информатике», «Методика профильного обучения информатике» [1] включены вопросы связанные с направлениями деятельности учителей информатики в условиях современной образовательной среды.
При подготовке учителей информатики в магистратуре большое внимание уделяется практической и самостоятельной работе обучающихся. Тематика практических работ разнообразна, охватывает практически все направления деятельности учителей информатики в условиях современной образовательной среды. Ниже перечислим темы практических работ методической подготовки учителей информатики в магистратуре, качественное выполнение которых позволяет формировать у обучаемых компетенции по педагогической деятельности в условиях современной образовательной среды.
Дисциплина «Дидактика в обучении информатике»
- Разработка календарно-тематического планирования по информатике для основной и средней школы.
- Разработка методической системы обучения по индивидуальной тематике (содержательной линии) школьного курса информатики.
- Разработка проектного задания по индивидуальной тематике (содержательной линии) школьного курса информатики.
- Анализ учебно-методических комплектов по информатике основной и средней школ.
- Поиск и анализ информации образовательного назначения по заданной тематике в сети Интернет.
- Анализ качества программных средств учебного назначения.
- Анализ и разработка тестов по индивидуальной тематике школьного курса информатики с использованием инструментальных программных средств (тестовых сред).
- Анализ электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Дисциплина «Методика углублённого обучения информатике»
- Анализ основных характеристик традиционной и развивающей дидактик.
- Сравнительная характеристика современных образовательных технологий.
- Представление учебной информации. Построение системы понятий в виде структурно-логических схем.
- Представление учебной информации. Построение ментальных карт.
- Разработка конспекта развивающего урока информатики на основе технологии критического мышления в рамках развивающей дидактики.
- Разработка конспекта развивающего урока информатики на основе когнитивной технологии обучения в рамках развивающей дидактики.
- Разработка конспекта развивающего урока информатики на основе технологии построения структурно-логических схем и/или ментальных карт в рамках развивающей дидактики.
- Разработка конспекта развивающего урока информатики на основе технологий смешанного и перевёрнутого обучения.
- Оценивание различных видов учебной деятельности учащихся по информатике.
Дисциплина «Профильное обучение информатике»
- Анализ основных характеристик обучения информатике в профильной школе.
- Разработка развивающего урока по решению задач целочисленной арифметики.
- Разработка развивающего урока по решению задач на одномерные и двумерные массивы.
- Разработка развивающего урока по решению задач на строковый тип данных.
- Разработка развивающего урока по решению задач на процедуры и функции.
- Разработка курса по выбору по информатике для профильной школы.
В результате обучения по дисциплинам методического блока обучаемые должны:
знать:
- содержание обучения информатике в соответствии с ФГОС общего образования;
- примерные школьные образовательные программы по информатике, методические подходы и методы обучения, разработанные ведущими специалистами в области методики обучения информатике;
- принципы построения методической системы обучения информатике, ее основных компонентов (целей, содержания, методов, форм и средств обучения);
- современные технологии обучения, такие как: технология критического мышления (ТКМ), когнитивная технология обучения, технология построения структурных схем, ментальных карт, смешанное и перевернутое обучение и др.;
- структуру и принципы построения развивающего урока информатики;
- особенности формирования образовательной среды по информатике в общеобразовательных учреждениях;
- требования к школьному кабинету информатики (технические, эргономические, санитарно-гигиенические и др.).
уметь:
- отбирать содержание обучения информатике в соответствии с ФГОС общего образования;
- применять и адаптировать существующие программы, методики и методические подходы обучения информатике общего образования;
- осуществлять экспертизу школьных учебников, ЭОР;
- проектировать, разрабатывать и реализовывать образовательные программы по информатике общего образования;
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные траектории обучения в области информатики на базовом и углублённом уровнях;
- эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса;
- осуществлять рефлексию собственной деятельности и коррекцию методики обучения информатике.
владеть:
- различными технологиями и методиками обучения информатике общего образования;
- различными технологиями и методиками диагностики и оценивания качества обучения по информатике на базовом и углублённом уровнях;
- современными средствами коммуникации в профессиональной деятельности для эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса [1].
Таким образом, исходя из вышеперечисленного очевидно, что содержание дисциплин методического блока подготовки учителей информатики в магистратуре математического факультета МПГУ охватывает практически все направления педагогической деятельности в условиях современной информационной образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА:
- Аннотации к рабочим программам направления 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Профильное и углубленное обучение информатике» https://drive.google.com/drive/folders/0B06YKfq6RlaQVk9WbjBZWW9VUGM (дата обращения 15.04.2018).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). –URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения 15.04.2018).
Здравствуйте, Марина Леонидовна!
С большим интересом ознакомилась с Вашей публикацией.
Есть вопрос —
по дисциплине «Методика углублённого обучения информатике», пп. 3-7.
Если это — темы практических работ, то правильно ли я понимаю, что каждый магистрант выполняет все эти работы? Или как-то по выбору?
И самое главное: в магистерской программе указаны технологии критического мышления и когнитивные технологии — в рамках развивающей дидактики.
Почему технологии построения структурно-логических схем и/или ментальных карт указаны отдельно? Разве они не сочетаются с другими вышеназванными и являются альтернативными? Уточните, пожалуйста, правильно я интерпретирую ?
Заранее благодарна Вам за ответ.
Татьяна Александровна, добрый день! Спасибо за проявленный интерес к статье. Все перечисленные тематики в дисциплинах методического блока обязательны для проработки каждым магистрантом. По сути это темы практических работ. Сами практические работы вошли в учебное пособие «Методика обучения информатике. Лабораторный практикум», которое выйдет в 2018 году в издательстве МПГУ. Что касается образовательных технологий: критического мышления, когнитивной, построения структурно-логических схем, ментальных карт, то данные технологии рассматриваются первоначально отдельно, а при разработке конспектов развивающих уроков информатики магистранты могут предложить возможные варианты их комбинаций друг с другом в рамках того или иного урока. Использование технологий построения структурных схем и ментальных карт рассматривается как альтернативный… Read more »
Спасибо, Марина Леонидовна!
Приятно общаться с единомышленниками 🙂