НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ (УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ)

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ (УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ)

Соболева Марина Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва
e-mail: ml.soboleva@m.mpgu.edu

В условиях современной информационной образовательной среды учителя информатики в соответствии с ФГОС педагогического образования (уровень магистратуры) [2] должны обладать компетенциями, отражающие следующие направления деятельности современных учителей, в частности, учителей информатики:

  • организация и реализация обучения информатике в школе (уровень основного и среднего общего образования);
  • организация проектной и исследовательской деятельности обучаемых в школе;
  • разработка дидактических средств обучения (электронных образовательных ресурсов (ЭОР));
  • ведение электронного ресурса по предмету;
  • экспертная деятельности
  • взаимодействие с обучаемыми, родителями и коллегами, в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий;
  • администрирование и ведение электронного журнала;
  • администрирование и обновление сайта школы;
  • и другие.

На математическом факультете МПГУ осуществляется подготовка учителей информатики в магистратуре по направлению 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Профильное и углублённое обучение информатике». В содержание рабочих программ дисциплин методического блока «Дидактика в обучении информатике», «Методика углублённого обучения информатике», «Методика профильного обучения информатике» [1] включены вопросы связанные с направлениями деятельности учителей информатики в условиях современной образовательной среды.

При подготовке учителей информатики в магистратуре большое внимание уделяется практической и самостоятельной работе обучающихся. Тематика практических работ разнообразна, охватывает практически все направления деятельности учителей информатики в условиях современной образовательной среды. Ниже перечислим темы практических работ методической подготовки учителей информатики в магистратуре, качественное выполнение которых позволяет формировать у обучаемых компетенции по педагогической деятельности в условиях современной образовательной среды.

Дисциплина «Дидактика в обучении информатике»

  1. Разработка календарно-тематического планирования по информатике для основной и средней школы.
  2. Разработка методической системы обучения по индивидуальной тематике (содержательной линии) школьного курса информатики.
  3. Разработка проектного задания по индивидуальной тематике (содержательной линии) школьного курса информатики.
  4. Анализ учебно-методических комплектов по информатике основной и средней школ.
  5. Поиск и анализ информации образовательного назначения по заданной тематике в сети Интернет.
  6. Анализ качества программных средств учебного назначения.
  7. Анализ и разработка тестов по индивидуальной тематике школьного курса информатики с использованием инструментальных программных средств (тестовых сред).
  8. Анализ электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Дисциплина «Методика углублённого обучения информатике»

  1. Анализ основных характеристик традиционной и развивающей дидактик.
  2. Сравнительная характеристика современных образовательных технологий.
  3. Представление учебной информации. Построение системы понятий в виде структурно-логических схем.
  4. Представление учебной информации. Построение ментальных карт.
  5. Разработка конспекта развивающего урока информатики на основе технологии критического мышления в рамках развивающей дидактики.
  6. Разработка конспекта развивающего урока информатики на основе когнитивной технологии обучения в рамках развивающей дидактики.
  7. Разработка конспекта развивающего урока информатики на основе технологии построения структурно-логических схем и/или ментальных карт в рамках развивающей дидактики.
  8. Разработка конспекта развивающего урока информатики на основе технологий смешанного и перевёрнутого обучения.
  9. Оценивание различных видов учебной деятельности учащихся по информатике.

Дисциплина «Профильное обучение информатике»

  1. Анализ основных характеристик обучения информатике в профильной школе.
  2. Разработка развивающего урока по решению задач целочисленной арифметики.
  3. Разработка развивающего урока по решению задач на одномерные и двумерные массивы.
  4. Разработка развивающего урока по решению задач на строковый тип данных.
  5. Разработка развивающего урока по решению задач на процедуры и функции.
  6. Разработка курса по выбору по информатике для профильной школы.

В результате обучения по дисциплинам методического блока обучаемые должны:

знать:

  • содержание обучения информатике в соответствии с ФГОС общего образования;
  • примерные школьные образовательные программы по информатике, методические подходы и методы обучения, разработанные ведущими специалистами в области методики обучения информатике;
  • принципы построения методической системы обучения информатике, ее основных компонентов (целей, содержания, методов, форм и средств обучения);
  • современные технологии обучения, такие как: технология критического мышления (ТКМ), когнитивная технология обучения, технология построения структурных схем, ментальных карт, смешанное и перевернутое обучение и др.;
  • структуру и принципы построения развивающего урока информатики;
  • особенности формирования образовательной среды по информатике в общеобразовательных учреждениях;
  • требования к школьному кабинету информатики (технические, эргономические, санитарно-гигиенические и др.).

уметь:

  • отбирать содержание обучения информатике в соответствии с ФГОС общего образования;
  • применять и адаптировать существующие программы, методики и методические подходы обучения информатике общего образования;
  • осуществлять экспертизу школьных учебников, ЭОР;
  • проектировать, разрабатывать и реализовывать образовательные программы по информатике общего образования;
  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные траектории обучения в области информатики на базовом и углублённом уровнях;
  • эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса;
  • осуществлять рефлексию собственной деятельности и коррекцию методики обучения информатике.

владеть:

  • различными технологиями и методиками обучения информатике общего образования;
  • различными технологиями и методиками диагностики и оценивания качества обучения по информатике на базовом и углублённом уровнях;
  • современными средствами коммуникации в профессиональной деятельности для эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса [1].

Таким образом, исходя из вышеперечисленного очевидно, что содержание дисциплин методического блока подготовки учителей информатики в магистратуре математического факультета МПГУ охватывает практически все направления педагогической деятельности в условиях современной информационной образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аннотации к рабочим программам направления 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Профильное и углубленное обучение информатике» https://drive.google.com/drive/folders/0B06YKfq6RlaQVk9WbjBZWW9VUGM (дата обращения 15.04.2018).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). –URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения 15.04.2018).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.А. Кувалдина

Здравствуйте, Марина Леонидовна!
С большим интересом ознакомилась с Вашей публикацией.
Есть вопрос —
по дисциплине «Методика углублённого обучения информатике», пп. 3-7.
Если это — темы практических работ, то правильно ли я понимаю, что каждый магистрант выполняет все эти работы? Или как-то по выбору?
И самое главное: в магистерской программе указаны технологии критического мышления и когнитивные технологии — в рамках развивающей дидактики.
Почему технологии построения структурно-логических схем и/или ментальных карт указаны отдельно? Разве они не сочетаются с другими вышеназванными и являются альтернативными? Уточните, пожалуйста, правильно я интерпретирую ?
Заранее благодарна Вам за ответ.

М.Л. Соболева
Татьяна Александровна, добрый день! Спасибо за проявленный интерес к статье. Все перечисленные тематики в дисциплинах методического блока обязательны для проработки каждым магистрантом. По сути это темы практических работ. Сами практические работы вошли в учебное пособие «Методика обучения информатике. Лабораторный практикум», которое выйдет в 2018 году в издательстве МПГУ. Что касается образовательных технологий: критического мышления, когнитивной, построения структурно-логических схем, ментальных карт, то данные технологии рассматриваются первоначально отдельно, а при разработке конспектов развивающих уроков информатики магистранты могут предложить возможные варианты их комбинаций друг с другом в рамках того или иного урока. Использование технологий построения структурных схем и ментальных карт рассматривается как альтернативный… Read more »
Т.А. Кувалдина

Спасибо, Марина Леонидовна!
Приятно общаться с единомышленниками 🙂

wpDiscuz