ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОРОВ ДЛЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-КОНСТРУКТОРОВ ДЛЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Назарова Валерия Вадимовна
магистрант, 

Таганрогский институт имени А.П.Чехова
Россия,  e-mail: ya.valeria@inbox.ru

В настоящее время педагогический арсенал преподавателя информатики расширен благодаря использованию таких интернет-технологий, как вебинары, онлайн-конференции, онлайн-платформы, электронные учебники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории и веб-квесты. Более того, к этим средствам обучения можно добавить и онлайн-конструкторы, при помощи которых возможно разработать авторские задания, предназначенные для конкретного ученика (с учетом его способностей, успеваемости, мотивации и интересов) или группы учеников.

В данной статье мы рассмотрим, какие на данный момент существуют онлайн-конструкторы, а также их возможности.

Большая часть онлайн-конструкторов предусмотрена для закрепления теоретических знаний, проверки практических навыков, повышения мотивации к изучаемому предмету, а также для организации самостоятельной и групповой работы. Онлайн-конструкторы позволяют использовать геймификацию в процессе обучения школьников [3]. Основное назначение таких учебных программ – индивидуализация, интенсификация и оптимизация образовательного процесса.

LearningApps – это русифицированный немецкий сервис, позволяющий создавать разные типы обучающих заданий в игровом формате. Задания вида пазл «угадай-ка», виселица, кроссворд, слова из букв, игра «парочки», сортировка картинок, хронологическая линейка могут использоваться для того, чтобы сформировать первичные представления об информационной культуре у учеников 1-4 классов, а также развить базовые навыки работы с ЭВМ. Для обучающихся 5-8 классов данные задания могут быть предложены в качестве развлекательных. Несмотря на достаточно широкий арсенал инструментов (блокнот, календарь, чат для голосования, доска объявлений), данный сервис не является полноценной системой дистанционного образования. Перед началом работы преподаватель имеет возможность ознакомиться с функционалом – посмотреть готовые работы других преподавателей. Это можно отнести к достоинствам этого онлайн-конструктора. Также необходимо отметить, что использование данного сервиса бесплатно, а процесс создания упражнений достаточно простой.

OnlineTestPad представляет собой онлайн-сервис создания тестов, логических игр, кроссвордов и опросов. Тесты, созданные на данном сервисе, позволяют использовать дифференцированный подход в образовательном процессе, автоматизируют процесс проверки знаний, выявляют проблемы усвоения материала, повышают мотивацию при обучении, позволяют оперативно получить обратную связь в виде математической статистики оценки знаний, помогают преодолеть субъективизм в системе оценивания. Кроссворды и сканворды направлены на тренировку практических навыков в игровом формате, который тренирует память и активизирует процессы мышления. Ребусы помогают учащимся отвлечься от стандартизированных заданий, связать теорию и практику.

Umaigra является онлайн-проектом дидактических игр для школьников. Электронные игры, созданные на данном сервисе, имеют ряд дидактических преимуществ, среди которых развитие пространственного воображения и реакции. Более того, они представляют собой вспомогательное средство для разъяснения понятий и теории, труднообъяснимой в стандартном образовательном процессе. Также возможна адаптация игры согласно индивидуальным способностям обучающихся и персонализация содержания согласно возрастному диапазону.

Таким образом, современные онлайн-конструкторы позволяют геймифицировать процесс обучения, индивидуализировать и оптимизировать его. Задания игрового характера могут использоваться на всех этапах обучения, но более актуально для пропедевтического и базового.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гудин Ю. Современные игровые технологии для школьников. Методическое пособие для учителей, 2010год
  2. Мазелис А.Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. 2013. №3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-elektronnom-obuchenii (дата обращения: 16.04.2018).
  3. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник ТГПУ. 2015. №9 (162). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-sposob-organizatsii-obucheniya (дата обращения: 16.04.2018).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Анастасия Николаевна

Здравствуйте. Спасибо за полезную информацию. Скажите пожалуйста, как именно Вы предлагаете использовать данные технологии на уроках ?

В.В. Назарова

Здравствуйте, Анастасия Николаевна! Если говорить об использовании в начальных классах при развитии первичных ИКТ- навыков, то имеет смысл предложить задания развлекательного характера: решение ребусов, кроссвордов, нахождение пары. Для более старших классов (7-9) это может быть «разогрев»(warming-up)перед началом занятия, то есть это позволяет включиться в учебную деятельность и воспринимать дальше более сложную информацию. В данных случаях задания разрабатываются учителем. Для профильных 10-11 классов: можно предложить ученикам самим составить задания, например, в паре, а потом другой паре предложить пройти это задание по определенной теме и оценить, насколько оно понятно составлено, насколько верно заданы вопросы и понятны ли они. Благодарю за вопрос!

Екатерина Владимировна

Здравствуйте, Валерия Вадимовна! Достаточно интересная тема, так как использование ресурсов сети Интернет помогает значительно облегчить работу учителя на сегодняшний день. Сегодня широко распространяется использование онлайн-конструкторов ( как для разработки отдельных заданий, так и для конструирование целых уроков), в следствии этого возникает вопрос, была ли проведена Вами апробация заданий, созданных с помощью описываемых в работе конструкторов? Каковы ее результаты?

В.В. Назарова

Здравствуйте, Екатерина Владимировна! Благодарю за вопрос! Тема использования геймификации на уроках информатики является частью моей дипломной работы. На данный момент происходит апробация (причем не только онлайн-конструкторов, но и других веб-технологий). Я думаю, что результаты апробации будут отражены в последующих статьях.

wpDiscuz