ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ

Сыромятников Петр Кузьмич
студент, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Россия, г. Якутск
e-mail: petr.syromyatnikov.95@mail.ru

Винокурова Екатерина Спиридоновна
кандидат педагогических наук, доцент

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Россия, г. Якутск
e-mail: evinokurova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования современных технологий и методов обучения информатике в школе, которые способствуют повышению эффективности учебного процесса. Одним из таких технологий является кейс-технология, в частности, метод активного проблемно-ситуационного анализа. В качестве примера рассмотрено содержание учебного кейса по теме «Последовательный поиск в массиве» для учащихся 9 класса.Ключевые слова: кейс-технология, метод case-study, интерактивные методы обучения, проблемно-ситуационный анализ, информатика.

Основополагающим подходом в обучении по требованиям ФГОС общего образования является системно-деятельностный подход. В системно-деятельностном подходе учащимся знания не даются в готовом виде, а учащиеся самостоятельно добывают их под руководством учителя. Одним из средств реализации системно-деятельностного подхода является метод активного проблемно-ситуационного анализа с использованием кейсов. Он основан на обучении с помощью решения конкретных ситуационных задач, направлен на обучение учащихся анализу, обобщению, формированию проблемы, выработке вариантов решения проблем. Разработка и использование учебных кейсов в практике обучения в условиях внедрения ФГОС общего образования является актуальной задачей.

Теоретические аспекты кейс-технологии представлены в работах таких авторов как Долгоруков А.М., Панфилова А.П., Панина Т.С. [1, 2, 3] и других.  Долгоруков А.М. определяет метод case-study как инструмент, с помощью которого можно использовать теоретические знания для решения практических задач [1]. По мнению Панфиловой А.П. метод case-study относится к технологиям интерактивного обучения. В методе case-study на первый план выходит обучаемый, он является главным действующим лицом. Цель case-study заключается в выработке практического решения, которое достигается совместными усилиями группы при анализе конкретной ситуации [3]. Харченко Л.Н. определяет, что сущность кейс-технологии заключается в «комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в определенный набор «кейс» и их передаче обучающимся» [4].

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, которое разработано по определенному формату и предназначено для обучения учащихся анализу. Он может быть представлен как в текстовом варианте, так и в электронном виде, и является набором необходимого материала.

В качестве примера приведем обучающий кейс по теме «Последовательный поиск в массиве».

Время: 2 урока.
Класс: 9. 
Предмет: Информатика.
Тема: Последовательный поиск в массиве.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Вид кейса: Обучающий кейс.
Тип кейса: Аналитический.
Цели:

Обучающая: научить применять полученные знания по теме «Последовательный поиск в массиве» в конкретных жизненных ситуациях.
Развивающая: развивать умение систематизировать, анализировать и интерпретировать полученные результаты.
Воспитательная: воспитывать ответственность и умение сотрудничать в группе, выслушивать альтернативную точку зрения и высказывать свою точку зрения.

Содержание кейса:

Часть 1. Информационная часть.

Цена земельного участка зависит от площади, наличия газопровода и электросетей. Однако на стоимость влияет и тот факт, что на отдельных участках требуется отсыпка территории или снос старой хозяйственной постройки.

В соответствии со статьей 38 Жилищного кодекса РФ норма жилой площади равно 12 квадратным метрам в расчете на одного человека.

Площадь земельного участка оценивается в сотках. 1 сотка=100 м2.

Земли населенных пунктов могут иметь виды разрешенного использования:

  • индивидуальное жилищное строительство (ИЖС);
  • ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ):
  • дачное строительство (ДНП).

Земли сельскохозяйственного назначения могут иметь виды разрешенного использования:

  • ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
  • дачное строительство (ДНП);
  • садоводство (СНТ, СНП, СОТ).

Часть 2. Обзор цен на дачные и земельные участки вокруг г. Якутска.

На сайте yakutia.info представлен обзор цен на дачные и земельные участки вокруг г. Якутска по данным «Правового центра недвижимости».

Адрес Назначение Площадь земельного участка (м2) Цена в рублях за 1 сотку Газ, электричество Расстояние от центра г. Якутска (км)
Шестаковка проезд ИЖС 800 68750 эл-во, газ рядом 9
Покровский тракт, 9 км СОТ 800 150000 подведены 10
Покровский тракт, 8 км ИЖС 800 137500 рядом 9
Покровский тракт, 15 км сельхоз 800 31250 нет 16
Сергеляхское шосее, 10 км ИЖС 800 125000 эл-во, г/провод у забора 9
Сергеляхское шосее, 11 км СОТ 800 200000 проведены 6
Сергеляхское шосее, 8 км СОТ 800 200000 проведены 7
Намцырский тракт СОТ 800 87500 рядом 17
Намский тракт, 1 км ИЖС 850 81250 эл-во рядом, стояк выведен 10
Намский тракт, 13 км СОТ 800 68750 эл-во, газ от 30 м 11
Хатынг-Юряхское шоссе ИЖС 800 100000 рядом 4
Окружное шоссе СОТ 700 187500 рядом 3
Окружное шоссе ИЖС 800 250000 проведены 3
Маганский тракт, 2 км ИЖС 800 118750 рядом 8
Маганский тракт, 2 км ИЖС 800 131250 газ рядом 8

Часть 3. Задания кейса.

Семья Ивановых из четырех человек решили купить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, расположенный недалеко от города Якутска, с проведенным электричеством.

Задание 1. Рассчитайте стоимость участка, который расположен в самом близком расстоянии от города Якутска.

Входные данные Выходные данные
9, 10, 9, 16, 9, 6, 7, 17, 10, 11, 4 ,3, 8, 8 1312500

Задание 2. Рассчитайте самый дешевый по цене участок под ИЖС.

Входные данные Выходные данные
9, 10, 9, 16, 9, 6, 7, 17, 10, 11, 4 ,3, 8, 8 2000000

Задание 3. Рассчитайте самый дешевый участок, с проведенным электричеством.

Входные данные Выходные данные
10, 6, 7, 3 1200000

Какой участок выгоднее всего приобрести?

Часть 4. Домашнее задание.

А теперь посчитайте самый выгодный участок для семьи Смирновых, которые хотят приобрести участок под садово-огородное товарищество, с возможностью проведения электричества и газа.

Выполнение заданий кейса способствует формированию умений самостоятельно ставить проблему и находить способ решения. С помощью метода case-study обучающиеся получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 15.04.2018).
  2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова; под ред.Т.С.Паниной. – 4-еизд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -176 с.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  4. Харченко Л.Н. Информатика. 8—11 классы. Активные методы обучения. – Волгоград, Учитель. 2012. — 42 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Екатерина Тимофеевна

Данная тема статьи достаточно интересна для обсуждения. Как Вы видите реализацию case-технологии на уроках информатики с использованием задач из других дисциплин, изучаемых в школьном курсе?

Т.А. Кувалдина

Здравствуйте, коллеги!
Очень интересная тема. Наверно, с 2010 г. в моём преп.-портфолио проблема использования кейс-технологий звучит в курсовых работах для студ.-очников и рефератах для заочников — как сопровождение курса методики информатики.
Не проводила глубоких исследований по этой проблеме, но мне кажется, что в обучении информатике это можно попробовать.
У вас получилось! Хорошо представлено содержание, но пока, как можно догадываться, «созревает» методика. И, к сожалению, не указано, какие программные средства используются при решении данной задачи.
Будет интересно, если сделаете тот самый проблемно-ситуационный анализ, о котором так много пишут все кейс-исследователи, — применительно к предметным задачам, решаемым в образовательной области «Информатика».
Желаю успехов!

Кузнецова Татьяна

Коллеги, благодарю за информативную статью!
Возникло несколько вопросов:
1. Насколько успешно применение данной технологии на уроках? (все ли ученики справляются в кейсами, и если не справляются, то как можно решить данную проблему, как происходит контроль над работой всех учеников команды)
2. Как я понимаю, вы являетесь разработчиками блока кейсов? Опубликованы ли они где-то?
3. Как применить кейс технологи на уроках математики?

Алексеева А.Р.

Спасибо за такую полезную статью.
Подскажите пожалуйста, в рамках каких линий информатики можно реализовывать кейс-технологии?

Екатерина

Добрый день. Меня заинтересовала ваша статья.
Скажите, пожалуйста, реализовывали ли вы данный кейс на практике? Насколько он заинтересовало детей?

А.С. Путина

Здравствуйте, уточните, пожалуйста, в каком виде учащиеся получают кейс?

wpDiscuz