ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ

Сыромятников Петр Кузьмич
студент, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Россия, г. Якутск
e-mail: petr.syromyatnikov.95@mail.ru

Винокурова Екатерина Спиридоновна
кандидат педагогических наук, доцент

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Россия, г. Якутск
e-mail: evinokurova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования современных технологий и методов обучения информатике в школе, которые способствуют повышению эффективности учебного процесса. Одним из таких технологий является кейс-технология, в частности, метод активного проблемно-ситуационного анализа. В качестве примера рассмотрено содержание учебного кейса по теме «Последовательный поиск в массиве» для учащихся 9 класса.Ключевые слова: кейс-технология, метод case-study, интерактивные методы обучения, проблемно-ситуационный анализ, информатика.

Основополагающим подходом в обучении по требованиям ФГОС общего образования является системно-деятельностный подход. В системно-деятельностном подходе учащимся знания не даются в готовом виде, а учащиеся самостоятельно добывают их под руководством учителя. Одним из средств реализации системно-деятельностного подхода является метод активного проблемно-ситуационного анализа с использованием кейсов. Он основан на обучении с помощью решения конкретных ситуационных задач, направлен на обучение учащихся анализу, обобщению, формированию проблемы, выработке вариантов решения проблем. Разработка и использование учебных кейсов в практике обучения в условиях внедрения ФГОС общего образования является актуальной задачей.

Теоретические аспекты кейс-технологии представлены в работах таких авторов как Долгоруков А.М., Панфилова А.П., Панина Т.С. [1, 2, 3] и других.  Долгоруков А.М. определяет метод case-study как инструмент, с помощью которого можно использовать теоретические знания для решения практических задач [1]. По мнению Панфиловой А.П. метод case-study относится к технологиям интерактивного обучения. В методе case-study на первый план выходит обучаемый, он является главным действующим лицом. Цель case-study заключается в выработке практического решения, которое достигается совместными усилиями группы при анализе конкретной ситуации [3]. Харченко Л.Н. определяет, что сущность кейс-технологии заключается в «комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в определенный набор «кейс» и их передаче обучающимся» [4].

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, которое разработано по определенному формату и предназначено для обучения учащихся анализу. Он может быть представлен как в текстовом варианте, так и в электронном виде, и является набором необходимого материала.

В качестве примера приведем обучающий кейс по теме «Последовательный поиск в массиве».

Время: 2 урока.
Класс: 9. 
Предмет: Информатика.
Тема: Последовательный поиск в массиве.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Вид кейса: Обучающий кейс.
Тип кейса: Аналитический.
Цели:

Обучающая: научить применять полученные знания по теме «Последовательный поиск в массиве» в конкретных жизненных ситуациях.
Развивающая: развивать умение систематизировать, анализировать и интерпретировать полученные результаты.
Воспитательная: воспитывать ответственность и умение сотрудничать в группе, выслушивать альтернативную точку зрения и высказывать свою точку зрения.

Содержание кейса:

Часть 1. Информационная часть.

Цена земельного участка зависит от площади, наличия газопровода и электросетей. Однако на стоимость влияет и тот факт, что на отдельных участках требуется отсыпка территории или снос старой хозяйственной постройки.

В соответствии со статьей 38 Жилищного кодекса РФ норма жилой площади равно 12 квадратным метрам в расчете на одного человека.

Площадь земельного участка оценивается в сотках. 1 сотка=100 м2.

Земли населенных пунктов могут иметь виды разрешенного использования:

  • индивидуальное жилищное строительство (ИЖС);
  • ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ):
  • дачное строительство (ДНП).

Земли сельскохозяйственного назначения могут иметь виды разрешенного использования:

  • ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
  • дачное строительство (ДНП);
  • садоводство (СНТ, СНП, СОТ).

Часть 2. Обзор цен на дачные и земельные участки вокруг г. Якутска.

На сайте yakutia.info представлен обзор цен на дачные и земельные участки вокруг г. Якутска по данным «Правового центра недвижимости».

Адрес Назначение Площадь земельного участка (м2) Цена в рублях за 1 сотку Газ, электричество Расстояние от центра г. Якутска (км)
Шестаковка проезд ИЖС 800 68750 эл-во, газ рядом 9
Покровский тракт, 9 км СОТ 800 150000 подведены 10
Покровский тракт, 8 км ИЖС 800 137500 рядом 9
Покровский тракт, 15 км сельхоз 800 31250 нет 16
Сергеляхское шосее, 10 км ИЖС 800 125000 эл-во, г/провод у забора 9
Сергеляхское шосее, 11 км СОТ 800 200000 проведены 6
Сергеляхское шосее, 8 км СОТ 800 200000 проведены 7
Намцырский тракт СОТ 800 87500 рядом 17
Намский тракт, 1 км ИЖС 850 81250 эл-во рядом, стояк выведен 10
Намский тракт, 13 км СОТ 800 68750 эл-во, газ от 30 м 11
Хатынг-Юряхское шоссе ИЖС 800 100000 рядом 4
Окружное шоссе СОТ 700 187500 рядом 3
Окружное шоссе ИЖС 800 250000 проведены 3
Маганский тракт, 2 км ИЖС 800 118750 рядом 8
Маганский тракт, 2 км ИЖС 800 131250 газ рядом 8

Часть 3. Задания кейса.

Семья Ивановых из четырех человек решили купить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, расположенный недалеко от города Якутска, с проведенным электричеством.

Задание 1. Рассчитайте стоимость участка, который расположен в самом близком расстоянии от города Якутска.

Входные данные Выходные данные
9, 10, 9, 16, 9, 6, 7, 17, 10, 11, 4 ,3, 8, 8 1312500

Задание 2. Рассчитайте самый дешевый по цене участок под ИЖС.

Входные данные Выходные данные
9, 10, 9, 16, 9, 6, 7, 17, 10, 11, 4 ,3, 8, 8 2000000

Задание 3. Рассчитайте самый дешевый участок, с проведенным электричеством.

Входные данные Выходные данные
10, 6, 7, 3 1200000

Какой участок выгоднее всего приобрести?

Часть 4. Домашнее задание.

А теперь посчитайте самый выгодный участок для семьи Смирновых, которые хотят приобрести участок под садово-огородное товарищество, с возможностью проведения электричества и газа.

Выполнение заданий кейса способствует формированию умений самостоятельно ставить проблему и находить способ решения. С помощью метода case-study обучающиеся получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 15.04.2018).
  2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова; под ред.Т.С.Паниной. – 4-еизд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -176 с.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  4. Харченко Л.Н. Информатика. 8—11 классы. Активные методы обучения. – Волгоград, Учитель. 2012. — 42 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Екатерина Тимофеевна

Данная тема статьи достаточно интересна для обсуждения. Как Вы видите реализацию case-технологии на уроках информатики с использованием задач из других дисциплин, изучаемых в школьном курсе?

П.К. Сыромятников

Здравствуйте, спасибо за вопрос.
Вполне возможны интегрированные уроки с использованием кейс-технологий. Например, по предметам “История” и “География” можно составить кейсы на основе исторических и географических данных, на создание базы данных или обработку информации.

Т.А. Кувалдина

Здравствуйте, коллеги!
Очень интересная тема. Наверно, с 2010 г. в моём преп.-портфолио проблема использования кейс-технологий звучит в курсовых работах для студ.-очников и рефератах для заочников — как сопровождение курса методики информатики.
Не проводила глубоких исследований по этой проблеме, но мне кажется, что в обучении информатике это можно попробовать.
У вас получилось! Хорошо представлено содержание, но пока, как можно догадываться, «созревает» методика. И, к сожалению, не указано, какие программные средства используются при решении данной задачи.
Будет интересно, если сделаете тот самый проблемно-ситуационный анализ, о котором так много пишут все кейс-исследователи, — применительно к предметным задачам, решаемым в образовательной области «Информатика».
Желаю успехов!

П.К. Сыромятников

Здравствуйте, спасибо. Мы продолжаем работать над данной проблемой, Ваше мнение для нас очень важно.

Кузнецова Татьяна

Коллеги, благодарю за информативную статью!
Возникло несколько вопросов:
1. Насколько успешно применение данной технологии на уроках? (все ли ученики справляются в кейсами, и если не справляются, то как можно решить данную проблему, как происходит контроль над работой всех учеников команды)
2. Как я понимаю, вы являетесь разработчиками блока кейсов? Опубликованы ли они где-то?
3. Как применить кейс технологи на уроках математики?

П.К. Сыромятников
Здравствуйте, спасибо за вопрос. 1. Считаем, что применение данной технологии на уроках информатики может быть достаточно успешным. Современные технологии повышают мотивацию учащихся, и как мы знаем для современных детей мотивация – это половина успеха. Конечно есть исключения, но так как кейсы предназначены и для групповой работы, в которой участвуют все учащиеся класса, тем самым обеспечивается реализация потенциала каждого ребенка. Чтобы избежать проблемы бездействия участников группы, нужно изначально правильно организовать работу групп и предусмотреть систему оценивания, например, учет баллов за групповую работу. 2. Мы только начали практиковать разработку кейсов. Данная статья является первой публикацией, в дальнейшем мы продолжим работать над разработкой… Read more »
Алексеева А.Р.

Спасибо за такую полезную статью.
Подскажите пожалуйста, в рамках каких линий информатики можно реализовывать кейс-технологии?

П.К. Сыромятников

Здравствуйте, спасибо за вопрос.
Разнообразие ситуаций предоставляет широкое поле для создания кейсов практически по любой содержательной линии курса информатики.

Екатерина

Добрый день. Меня заинтересовала ваша статья.
Скажите, пожалуйста, реализовывали ли вы данный кейс на практике? Насколько он заинтересовало детей?

П.К. Сыромятников

Здравствуйте, спасибо за вопрос.
Данный кейс был апробирован в 9 классе общеобразовательной школы и вызвал интерес у детей, так как учащиеся раннее не были знакомы с кейс-технологиями.

А.С. Путина

Здравствуйте, уточните, пожалуйста, в каком виде учащиеся получают кейс?

П.К. Сыромятников

Здравствуйте, спасибо за вопрос.
В нашем случае дети получали кейс в бумажном виде, также можно давать кейсы в электронном виде (в текстовом, аудио, видео и пр.).

wpDiscuz