ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: АВТОРСКИЙ БУКТРЕЙЛЕР

By | 23.04.2018
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: АВТОРСКИЙ БУКТРЕЙЛЕР

Литвинова Ольга Александровна
кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Россия, г.Саратов e-mail: olga.zolotuhina@mail.ru

На современном этапе развития и становления информатизации образования и глобализации интенет-технологий для достижения образовательных результатов, определяемых Федеральным государственным стандартом второго поколения для общеобразовательных учреждений, все чаще применяется широкого спектра информационных инструментов, среди которых все большее место занимают электронные образовательные ресурсы.

Ресурсы федеральных образовательных порталов по своей популярности уступают место только электронным образовательным ресурсам, которые были разработаны самим учителем. Личный опыт педагога, и проведенные в сфере визуализации учебной информации  исследования (Моисеева М.В., Рапуто А.Г., Сидорова Л.В. и др.) позволили обнаружить, что через три дня после проведенного занятия обучающиеся в состоянии вспомнить 10% от всего услышанного, 35% от всего увиденного, однако в состоянии воспроизвести порядка 65% содержания учебного материала, если оно проходило в виде рассказа, подкрепленного визуальными образами [Рапуто, 2010. с. 140]. Отметим, что видеоформат представления материала не является самым популярным среди педагогов, уступая по-прежнему место презентационным технологиям, однако среди подростковой аудитории пользователей интернет-ресурсов такой формат считается самым  популярным.

В последнее десятилетие среди населения отмечается возрождение интереса к чтению книг. Отметим, что процесс популяризации чтения связан, в том числе, и с возможностью получения доступа к периодике самого разнообразного жанра, представленной в цифровом формате, что облегчает процесс поиска и покупки книг. В любом гаджете современного школьника с легкостью поместятся все произведения, являющиеся обязательными для прочтения согласно программе обучения. Тем не менее, мотивация для чтения той же обязательной литературы остается достаточно слабой. Перед педагогами не раз возникал вопрос – каким образом мотивировать ребенка на прочтение того или иного произведения.

Ответ мы можем найти, представив себя на месте такого ребенка: когда мы смотрим рекламу того или иного продукта, мы мысленно ставим отметку о просмотре, покупке или же наоборот – принимаем решение не иметь дело с представляемым в рекламном ролике. Короткие рекламные ролики, вызывающие интерес у публики к прочтению называются трейлеры. Буктрейлер – это короткий видеоролик по мотивам книги [Волкова, 2015. с.176].

Основная задача буктрейлера заключается в том, чтобы не просто рассказать о книге, но заинтересовать, заинтриговать читателя, сподвигнуть его на дальнейшее прочтение. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет, как правило, 2-3 минуты. Такие ролики можно снимать как к современной литературе, так и к книгам, ставшим литературной классикой.

Современный рынок интернет-пространства позволяет работать с различными видеоредакторами и выгружать готовый продукт на видео-хостинг. Однако не будем забывать, что количество буктрейлеров растет, но вместе с тем становится все сложнее придумать такой видеоролик, который бы запомнился учащимся. Как правило, буктрейлеры создают путем создания видеоряда из разнообразных, подходящих по тематике рисунков, заимствованных из Интернета, либо тсканированных (иллюстрации к произведению). Если книга была экранизирована, то авторы роликов зачастую используют кадры из фильмов-экранизаций. Для авторского буктрейлера требуется самомому создать не только его идею, но и воплотить ее, не прибегая к чужим заготовкам. Один из вариантов создания авторского ролика – использование в работе технологии скрайбинг.

Скрайбинг – одна из техник презентации, изобретенная британским художником Эндрю Парком. Успех скрайбинга объясняется тем, что мозг человека мыслит образами, а язык рисунка — универсальный язык [3]. Смысл скрайбинга состоит в сопровождении своего выступления зарисовками, картинками, помогающими понять смысл и основные идеи. Записав сменяющиеся на экране зарисовки на видео, получим видеоскрайб-ролик.

По технологии создания скрайбинг можно условно разделить на «ручной» и «компьютерный». При создании ручного скрайбинга — голос за кадром рассказывает о чем — либо, а рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В такой технике используется, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски.

Компьютерный скрайбинг не требует большого количества дополнительного оборудования. Не придется использовать видеокамеру, штатив, осваивать ремесло монтажера и диктора. Поэтому считается, что создание компьютерного скрайбинга несколько проще. Рассмотрим создание такого скрайбинга с помощью сервиса PowToon. www.powtoon.com. Бесплатные возможности сервиса несколько ограничены: по шаблону можно создать видео до 45 секунд, а без шаблона — до 5 минут. Готовые работы можно напрямую загружать на YouTube.

Заходим на сайт, в правом верхнем углу нажимаем «Войти» (Login)  или нажимая на кнопку в центре — «Начните Прямо Сейчас» (Start Now).

Можно зарегистрироваться, указав свой e-mail и придумав пароль. А можно воспользоваться аккаунтом от Google, Facebook, LinkedIn.

Вы попадаете в свой личный кабинет. Здесь находится список уже сделанных Вами работ. (Если Вы еще ничего не сделали, библиотека проектов будет пуста.)

Можно создать собственный шаблон или выбрать существующий, указав категорию будущего видео.

В центре находится основная рабочая область в виде слайда, на котором и будет разворачиваться действие (Рис. 1).

 

Рис.1. Рабочая область

Справа от рабочего поля находится своеобразная «библиотека» для добавления в презентацию новых объектов.

«Animation» — те же персонажи, только двигающиеся. При наведении на них курсора появляется всплывающая подсказка о том, на что способен тот или иной герой. (Рис. 2)

«Props» — это разные неодушевленные объекты для презентации, начиная пуговицей и заканчивая бриллиантом. Еще для оформления можно использовать «Markers» (стрелочки и галочки) и «Shapes» (геометрические фигуры) (Рис. 2). В заключение устанавливаем фон презентации («Backgrounds») (Рис. 2).

Рис.2  Персонажи, объекты  и фон

Бесплатно можно экспортировать только 30 видеопрезентаций с качеством 480 (разрешение 640×480 пикселей).

Перспективы использования скрайбинга еще предстоит переосмыслить и подобрать методические рекомендации по созданию букрейлеров для образовательных задач. Но уже сейчас мы можем сказать, что скрайбинг подойдет для создания запоминающегося ролика, который будет полностью авторским, будет являться способом творческого выражения, который можно представить на Всероссийском конкурсе-параде буктрейлеров.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волкова Н.В. Буктрейлер как средство формирования читательского интереса старшеклассников // Чтение в XXI веке: традиции и перспективы Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. С.Ю. Николаева. – 2015. – С. 174-180.
  2. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. Издательство : Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза). – 2010. – № 5. – С. 138-141.
  3. Скрайбинг как способ визуального мышления [Электронный ресурс]. URL:http://zillion.net/ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia.(дата обращения 27.09.17)

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
wpDiscuz