ИНФОРМАТИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИНФОРМАТИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Гальцова Злата Дмитриевна
учитель начальных классов

ГБОУ Школа 814 Ук-2
Россия, e-mail: zl.gal.1596@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема выбора методов, способов, программы для преподавания информатики во внеурочной деятельности в 1 классе общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: ФГОС НОО, образовательная программа, внеурочная деятельность, методика преподавания информатики, начальная школа, первый класс, информатика для всех.

Каждый этап развития общества предъявляет свои требования к образованию. Так, в период индустриализации особое внимание уделялось естественно-научному циклу образовательных дисциплин – физике, химии. В XXI веке акценты сильно смещены. В информационном обществе, для которого характерно динамичное развитие технологий, человеку необходимо не только осваивать современные технологии «as is» т.е. в том виде, в котором они есть, но и уметь быстро адаптироваться в мире постоянных перемен.

Развитие умений «адаптироваться» сегодня является одной из важнейших задач школы. Такой взгляд на задачи образования не мог не повлиять на его структуру и содержание. Особое внимание сегодня уделяется преподаванию информатики в начальной школе.

Говоря об информатике, мы говорим не навыковом курсе использования ПК, а рассматриваем начальную информатику так: «Современная пропедевтическая подготовка младших школьников в области информатики представляет собой многогранный процесс, предполагающий взаимосвязь всех его компонентов. Знания и навыки, приобретаемые учениками в ходе изучения начального курса информатики и являющиеся значимыми для формирования функциональной грамотности, социализации учащихся, значимы для младших школьников и как основа для решения различных личностно важных задач не только в рамках учебной дисциплины «Информатика», но и в ходе всего курса начального образования»[2].

В рамках настоящей статьи я представлю свой опыт внедрения информатики в начальное образование. Работая в школе первый год, у меня не было возможности всерьёз заняться этим вопросом – мне достался 4 класс. Но зато работая с учениками 4 класса, уделяя  много времени не только реализации образовательной программы но и проверяя готовность детей к Всероссийской Проверочной Работе (особенно метапредметному тестированию), я пришла к выводу, что учащиеся не только не умеют грамотно использовать информационные технологии но и демонстрируют низкий уровень информационной грамотности в целом.

Всё это происходило на фоне слабого уровня достижения метапредметных планируемых результатов начального образования. В предметном поле – к обученности ребят вопросов не было. Но стоило им получить метапредметный тест, где необходимо было сопоставить скажем информацию в тексте и таблице, или в таблице и на схеме – и результаты оказывались ниже среднего.

Сделав из всего вышеперечисленного выводы, я осознала, что будущий мой класс таким не будет. Обучение своих будущих первоклашек навыкам работы с информацией, как универсальным навыкам человека XXI века я сделала своим приоритетом. И разумеется все надежды я возлагала на информатику.  

Приближался сентябрь, и я стала задаваться вопросом: «А как, в какое время и с помощью чего я буду обучать детей информатике?». В сетке часов первого класса места для информатики нет и вопрос стоял очень остро.

Ответ нашелся не сразу. пришлось воспользоваться разными источниками и проанализировать множество образовательных программ. Меня удивило то, львиная часть учебников по информатике для начально школы сегодня представлена УМК написанными за долго до внедрения ФГОС НОО. Ознакомившись с отзывами я пришла к выводу, что серьёзных изменений они не содержат. И сосредоточила свои поиски на трёх УМК:

  • «Информатика и ИКТ» Н.К. Нателаури;
  • «Информатика для всех» Д.И. Павлов, А.Ю. Аверкин (под редакцией А.В. Горячева;
  • «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева

Первые два УМК были выбраны за счёт того, что составлялись уже под требования ФГОС НОО, а не редактировались под них, а третий – за счёт позитивных отзывов старших коллег, убедительно обосновывавших актуальность «Информатики в играх и задачах» для достижения планируемых результатов начального общего образования.

В итоге свой выбор я остановила на УМК «Информатика для всех» (Д.И, Павлов, А.Ю. Аверкин под редакцией А.В. Горячева, БИНОМ. Лаборатория знаний) и реализую его на внеурочной деятельность со своим 1 классом. Каковы причины, побудившие меня, молодого специалиста, сделать такой выбор?

  • Во-первых, программа изначально разработана в соответствии с ФГОС НОО, что не мало важно. Программа реализует интересную систему умений, направленную на освоение предметных навыков и развитие коммуникативных и познавательных УУД параллельно [7];
  • Во-вторых, в программе используется методы эвристического обучения: вживания, смыслового видения, символического видения, придумывания [7];
  • В-третьих, задания данного УМК, помимо традиционных заданий на развитие логики и алгоритмического мышления, содержат упражнения на развитие навыков работы с информацией, как текстовой, так и графической, её получения, передачи, преобразования;
  • В четвёртых — уроки построены так, что за одно занятие задействовано как можно больше методов работы с детьми, каждый урок содержит дидактические игры, а способы работы с информацией предлагаются максимально разнообразные.
  • В пятых, дизайн пособий и иллюстрации подобраны так, что заинтересуют учащихся, а это не мало важно. В данных пособиях «живут» два главных персонажа, брат с сестрой Маша и Иван, которые сопровождают учащихся на всех ступенях обучения и рассказывают все новые и новые увлекательные истории, в которых предлагают поучаствовать учащимся. Если вдруг возникают трудности при выполнении того или иного задания, то его можно выполнить так сказать на практике из подручных средств. Весь материал подобран в соответствии с возрастом учащихся и их интересами.

Ещё одним важным фактором для меня стали отклики коллег. Анализируя журналы, сборники методических трудов и конференция я, в частности, наткнулась на следующие отклики:

  • «Содержание обучение, представляя линию формирования функциональной грамотности построен необычно и раскрывает начальный курс информатики с интересной и непривычной стороны» [4];
  • «Опираясь на отношение учеников к занятиям и показанный ими результат, а также на собственные впечатления от года занятий по УМК «Информатика для всех» приняла решение включить занятия информатикой по этому УМК в программу второго класса и провести исследование результатов ВПР в группах писавших ВПР» [6];
  • «Внедрение в работу курса информатики, ориентированного на формирование функциональной грамотности, позволяет серьёз повлиять на формирование метапредметных результатов. А это в свою очередь не может не сказаться на уровне подготовке учеников к выпускной проверочной работы – что является сегодня объективным критерием работы учителя за 4 года» [5].

Начиная с сентября 2017 года, на занятиях с первоклассниками мы используем рабочие тетради, т.к. учебники для 1 классов данным УМК не предусмотрены и это очень удобно, как учителю, так и учащимся. Из 29 учеников класса занятия посещают 14 человек. И ещё 15 учеников внеурочные занятия по информатике не посещают. Таким образом сформировались две, практически равные фокус-группы.

В первых своих статьях я уже отмечала что «Имеющаяся динамика интереса учеников и их успеваемости позволяет утверждать, что выбор УМК «Информатика для всех» осуществлён оправдано» [3].  Но это были лишь эмоциональные наблюдения. В декабре же, я решила провести проверочную работу, сравнив результаты. Для проверки результатов была составлена проверочная работа.

Результаты работы видны на диаграмме. С одной стороны можно заметить довольно ровный, высокий уровень обученности. С другой – очевидно, что ученики посещающие занятия по информатике,  продемонстрировали лучшие результаты.

С другой стороны, первая и вторая часть рабочих тетрадей сильно отличаются. Так в первой части задания классические – на работу с множествами, развитие логического мышления и навыков изложения информации. Вторая же часть, ориентируясь на после букварный период, и затрагивает вопросы развития функциональной грамотности. А потому в апреле 2018 года будет проведён контрольный эксперимент, а также опрос учеников. В результате я попробую установить, какие типы заданий вызвали наибольший интерес у обучающихся и как они повлияли на результаты обучения.

Подводя же итоги, хочу заметить, что с моей точки зрения, обучение детей данной дисциплине, должно способствовать освоению современных информационных технологий. Как показывает практика работы с данным УМК, учащиеся начинают правильно применять полученных на данных занятиях навыки и не только в ходе занятий по информатике, но и на уроках математики и окружающего мира. Говоря же о вовлечённости детей важно упомянуть, что буквально после нескольких занятий, дети стали просить давать задания для выполнения дома, что на мой взгляд говорит о том, что ребятам это действительно интересно и я правильно сделала, выбрав Информатику для всех.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асмолов А.Г. О приоритетах государственной образовательной политики России. [Статья] // Российский Психологический Журнал. — Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Кредо» (Москва), 2005 г.. — Т. № 2. — стр. 72-83.
  2. Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы [Книга]. — Москва : БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012.
  3. Гальцова З.Д. Педагогика и психология: перспективы развития : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. [Конференция] // Информатика доступна всем. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
  4. Каплан А.В. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ВСЕХ» В ПЕРВОМ КЛАССЕ [Статья] // Информатика в школе. — 2017 г.. — 3.
  5. Колганова Ю.С. ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВПР – ОПЫТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА [Статья] // Интерактивное образование. — 2017 г.. — 6.
  6. Лазаревич А.В. Международная научно-практическая конференция «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ» [Конференция] // РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ИНФОРМАТИКОЙ С УЧЕНИКАМИ 1 КЛАССА НА БАЗЕ УМК «ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ВСЕХ». — Уфа : Омега-Сайнс, 2017. — Т. 2.
  7. Павлов Д.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СМЫСЛОВОГО ВИДЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Статья] // Информатика и образование. — Москва : [б.н.], 2017 г.. — 8.
  8. Павлов Д.И. НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Статья] // Педагогическая информатика. — Москва : «Академия информатизации образования», 2017 г.. — 3.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Дмитрий Игоревич

Злата Дмитриевна!
Вы затронули очень интересную тему. Вы провели наблюдение и получили опытные результаты — это интересно. Но трудно анализировать, если не понятно, какую работу вы составляли. На выявление каких результатов она рассчитана? Метапредметных? Или предметных в области математики? Какие пособия для составления проверочной работы вы использовали?

Злата

Спасибо за вопросы, Дмитрий Игоревич! Данная работа направлена на выявление метапредметных результатов. При составлении проверенных работ мною были использованы некоторые задания из УМК «Информатика для всех».

Дмитрий Игоревич

Вот об этом я и хотел сказать. Мне кажется для дальнейшей диагностики результатов в ваших фокус-группах было бы не плохо использовать сторонние пособия. Чтобы ребята были в равных условиях и чистота исследования не страдала.

Александра Лазаревич

Уважаемая Злата Дмитриевна!
В своей статье Вы пишете о том, что в апреле проведете диагностики, в результате которых будет понятно какого рода задания наиболее интересны ученикам.
Какого рода задания привлекли наибольшее внимание детей на Ваш взгляд? А какие вызывали затруднения?

Злата

Александра, спасибо вам за вопросы! На данный момент времени деткам больше всего нравятся задания на соотношение, выявление закономерностей, прохождение лабиринта, классификацию.
В принципе ребята справляются со всеми заданиями, но есть несколько человек, которые имеют трудности при выполнении заданий с карандашами (передвинуть определенное количество карандашей, чтобы получилась та или иная фигура). Для выполнения такого типа заданий мы используем счетные палочки, так сказать выполняем задание на практике.

Александра Лазаревич

Большое спасибо за ответ!

Екатерина

Злата Дмитриевна, Ваше исследование достаточно актуально на сегодняшний день. Именно поэтому меня заинтересовала данная тема. Подскажите, использовались ли на занятиях дополнительные ресурсы, помимо УМК «Информатика для всех»? И если использовались, то какие?

Злата

Екатерина! Да, на занятиях я также использую УМК «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева. Детки маленькие (хоть и первый класс), но играть им также хочется.

wpDiscuz