ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Шегай Ирина Николаевна
аспирант кафедры информатизации образования,
Московский городской педагогический университет
Россия, г.Москва, e-mail: irishking@yandex.ru

Руководитель: Гриншкун В.В.
доктор педагогических наук, профессор

Говоря о современных трендах в образовании, мы чаще всего подразумеваем две стороны: технологическую — автоматизирует, виртуализирует учебные процессы и педагогическую — индивидуализация образовательных траекторий, персонализация, усиление роли коммуникации ученика и учителя, непрерывность обучения,  MOOC, геймификация, смешанное обучение,  «перевернутый класс» и др.

За последние несколько десятков лет в образовательном процессе появилось столько нового, в том числе и современных технологий обучения, сколько не было за многовековую историю развития педагогики. Нельзя поспорить с тем, что обучение стало и главной повседневной активностью (время, которое нам придется выделять на обучение, увеличивается с каждым днем), и пожизненным процессом (если в прошлом мы учились только небольшую часть жизни, то в будущем и уже сейчас мы учимся всю свою жизнь).

Информатика и информационные технологии – предмет, который я преподаю, — наверное, самый динамичный и быстро развивающийся среди всех предметов в школе. Учебники (в классическом их понимании) давно не успевают за развитием самой дисциплины, и само собой разумеющимся становится использование электронных версий, цифровой библиотеки, материалов массовых открытых онлайн-курсов и т.п., где наиболее актуальным является содержание и современным — его представление.

Виртуальные учебные порталы и платформы ЯКласс, УЧИ.ру и Экзамер. Порталы можно использовать и для объяснения нового материала, и для закрепления темы, и для дополнительных заданий, ну и, конечно, для домашней, проверочной и других видов работ. Учащиеся с удовольствием занимаются на платформе ЯКласс. Каждое задание и тесты имеют многочисленные варианты со случайной выборкой. Присутствует принцип соревновательности, есть несколько метрик оценок, которые подсчитываются автоматически:

  • Баллы (кристаллы, звёздочки)
  • Зачёт/незачёт 
  • Прогресс 
  • Отметка 
  • Время 

И в каждой группе учащихся есть топ лучших учеников. Ребятам, решая задачи и выполняя задания, хочется, как в игре, оказаться в топе. И они соревнуются, решают задачи легкого, среднего и сложного уровня.

Портал УЧИ.ру – может быть полезным  математикам и учителям начальной школы. Потому что именно такие предметы представлены сейчас на портале, но в будущем, возможно, в связи с тем, что портал сотрудничает с Московской электронной школой, планируется включить и остальные предметы. Очень много анимации, жизненных примеров и задач,  тренажеров на устный счет, можно варьировать на уроке разные предлагаемые версии электронного инструментария.

Сервис Экзамер. Достоинство этого сервиса – в построении индивидуальной траектории изучения предмета (в зависимости от времени,  оценки-цели, а также темпа). Экзамер предоставляет бесплатную подготовку к ОГЭ по математике. Почему моим учащимся нравится Экзамер? Присутствует персональный подход к каждому ученику и есть элементы квеста, игры, а также такой вид соревнования, как арена, где можно заработать реальные баллы для открытия платных предметов.

Следующий тренд – МООС (Массовые открытые онлайн курсы) — образовательная технология, предоставляющая обучение всем желающим. Сегодня свои онлайн курсы предлагают многие передовые мировые университеты и образовательные организации, а преподавателями массовых курсов являются лучшие в своей области преподаватели и специалисты.

Где и как эту технологию применяю я на своих уроках? Я использую материалы МООС для альтернативного объяснения темы, а также в проектном обучении, когда ученику необходимо самостоятельно найти решение задачи, проблемы, когда требуются источники информации.  Более того, в  нашей школе некоторые ребята – уже студенты МООС. Это ученики спецкурса, который проводился мной по робототехнике, а также мои проектанты. Наиболее распространенные МООС по разным предметам на русском языке – Stepik, Лектоориум, Интуит, Универсариум, Открытое образование, Маршрут в будущее и т.д. Материалы и курсы МООС подходят, кстати, не только для обучения учащихся, есть масса интересных курсов для нас, педагогов.

На самом деле, в преподавании такой дисциплины, как информатика и информационные технологии, без сомнения, каждый учитель использует электронный инструментарий на уроках. Никто не отменял актуальности Федерального центра информационно-образовательных ресурсов или единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где сотни электронных заданий по всем предметам. Или, например, распространенные сейчас электронные тетради. Задания в них разнообразные, можно использовать и как тренажер-закрепление, и как тренинг-проверку знаний. Система сама оценивает скорость и правильность выполнения, учитывает неверно решенные и пропущенные задания, что, конечно, автоматизирует наш педагогический труд.

Тренды в образовании – это тенденции в его изменении. На протяжении последних десятилетий в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных технологий обучения с целью улучшить качество обучение, которое является определяющим критерием эффективности образовательного процесса и в традиционной, и любой инновационной технологии обучения [1, с.4]. Конечно, любое новшество в образовании должно последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка[2, с.5]. Но каким будет процесс обучения через несколько лет, или даже в следующем году, когда тренды в образовании так стремительно меняются и динамически развиваются? Чему и как учить сегодня, чтобы учащиеся были успешными завтра?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Красильникова В.А. Концепция компьютерной технологии обучения – Оренбург: ОГУ, 2008. – 42с.
  2. Курс «Современные образовательные технологии и SMART» – ваш гид по новым возможностям использования ИКТ на уроке. URL:http://edguru.ru/blog/edutrends/.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
С.А. Лепёшкина

Спасибо, Ирина Николаевна, за обзор современных инструментов учителя. действительно, сейчас многое доступно, но… Например, в нашей школе, как и во всех школах города, стоит фильтр на многие сайты (YouTube, не всегда открываются материалы Единой цифровой коллекции и др.). И всему причина: устаревшие ПК, нет денежных средств на обновление техники. А электронные рабочие тетради — это для нас фантастика. Но зато есть к чему стремится!

И.Н. Шегай

Да. Московские школы, конечно, в более выгодном положении. МЭШ, опять же, со временем, думаю, включит в свою библиотеку не только потенциал портала УЧИ.РУ, но и других платформ. Уже сейчас в Московской электронной школе более 200 тысяч учебных материалов для использования.
А по поводу техники (компьютеров, планшетов, интерактивных досок и т.д.) — печально, но российская школа не успевает за современностью. Одни только компьютеры оптимально менять в период от 3 до 5 лет, но на деле…

М.Л. Соболева

Ирина Николаевна, спасибо за краткий, но емкий обзор современных трендов в образовании. Не могли бы Вы поподробнее рассказать об использовании MOOC как альтернативы объяснения новой темы? Заранее спасибо!

И.Н. Шегай
Я рада, уважаемые коллеги, что трансляция моего педагогического опыта не остается без вашего внимания. Я попробую рассказать подробнее – насколько это возможно. На самом деле, всё это лучше видеть и пробовать самостоятельно. Например, такая тема, как «Архитектура ЭВМ»: На Stepik.org есть открытый курс «Введение в архитектуру ЭВМ. Элементы операционных систем» (https://stepik.org/course/253/syllabus), где в первых лекциях рассматриваются логические операции и представление чисел в компьютере, приводятся примеры простейших электронных устройств, реализующих логические функции и т.д. Курс, к слову, ведет зав.кафедрой мат.обеспечения и применения ЭВМ Санкт-Петербургского электротехнического университета «ЛЭТИ». Посмотрев даже первые видеоуроки, можно представить, какие именно фрагменты и в каких объёмах уместно… Read more »
wpDiscuz