ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ СО СТУДЕНТАМИ — БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 24-26 апреля 2018г.)

ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ СО СТУДЕНТАМИ — БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ

Кувалдина Татьяна Александровна
доктор педагогических наук

Волгоградский государственный
социально-педагогический университет
Россия, г.Волгоград
e-mail: kuvalditana@gmail.com

Работа посвящена рассмотрению вопросов критического анализа зарубежного опыта обучения информатике в школе, а также —возможностей  адекватного представления субъективно новых знаний по истории отечественной и зарубежной школьной информатики — в рамках изучения университетского курса.

Начиная учебный курс методики информатики, мы традиционно рассматриваем цели и содержание отечественного школьного курса информатики. Вопрос о преподавании информатики за рубежом был включён нами в материалы первой лекции по методике преподавания информатики «Проблемы развития общеобразовательного курса информатики на современном этапе» в форме обзора [1, с. 12-17]. В качестве первоисточников были использованы материалы И.А. Штырлиной и Б.С. Гершунского [2, 3]. В своей дальнейшей работе мы использовали материалы А.Ю. Кравцовой [4 и др.]. В рамках семинаров студенты выполняли задания по данному вопросу, а именно: составляли рефераты, выступали с сообщениями и проводили обсуждение особенностей школьного курса информатики в разных странах, сравнивая их с отечественным школьным курсом и частично — с особенностями системы образования.

В 2000-е гг., по мере доступа к сетевым технологиям,  а также — роста обеспеченности и наполненности сетевых ресурсов, мы постепенно стали использовать в работе со студентами задания по поиску информации, посвящённые теме «Преподавание информатики за рубежом». Методический эксперимент проводился в основном со студентами отделения «Физика—Информатика», частично — «Математика—Информатика».  Наряду с этим в 2014-2016 гг. нами был проведён курс «Введение в методику обучения информатике» со студентами отделения «Прикладная информатика», всего 35 чел. В рамках изучения зарубежного опыта школьной информатики студенты выполняли задания, связанные с поиском информации по отдельным странам, в основном европейским: Германия, Великобритания, Франция, Болгария, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Италия, Испания, Нидерланды, а также — США, Япония, Китай, Корея, Сингапур, Австралия. Далее студентами проводилось сравнение школьных курсов информатики в двух странах по выбору. Предварительно в рамках семинарских занятий мы проводили обсуждение этапов развития школьного курса информатики в нашей стране и далее — сравнительный анализ развития школьных курсов информатики в разных странах на фоне отечественных традиций. Студентам предлагалось заполнить аналитическую таблицу — предварительно и/или после обсуждения.

Перечислим кратко полученные нами к настоящему времени результаты: 1) студентам, как правило, удаётся провести сравнение найденной информации об изучении информатики (ИКТ, программирования) в тех или иных странах. У каждого студента по выбору — «своя» страна, возможна «группировка» по странам, где изучение информатики сходно или, наоборот, контрастно, очень сильно отличается; 2) при обсуждении на семинаре и/или самостоятельно студенты составляют выводы по отдельным странам, по группам стран, пробуют систематизировать свои субъективно новые знания по данной теме — на фоне истории развития и перспектив отечественного школьного курса информатики; 3) в течение семестра студенты готовят рефераты: подбирают тексты, иллюстрации, заполняют/составляют аналитические таблицы, оформляют презентации. Примерная структура реферата: Введение: актуальность темы. Цели: провести поиск информации (найти релевантные источники!), рассмотреть зарубежный опыт преподавания информатики, провести сравнительный или сравнительно-исторический анализ — для одной или нескольких стран, выбрать признаки (характеристики) для сравнения. Краткая характеристика содержания школьного курса информатики в той или иной стране: цели, общая структура изучения информатики, основные этапы и уровни, сочетание теории и практики, особенности организации, методы и средства обучения, система контроля знаний (включая примеры и характеристики учебных заданий), системное представление результатов обучения (ЗУНы, компетенции). Также указываются используемая техника и программное обеспечение.

В качестве выводов по критическому анализу зарубежного опыта обучения информатике в школе отметим следующее (цитата с небольшими уточнениями — из нашего обсуждения публикации Н.Н. Самылкиной в феврале  2016 г. на одноимённой конференции [5]):

Ситуация в отечественной школьной информатике остаётся очень сложной — как нам представляется, прежде всего, из-за кадрового вопроса. Учитель информатики должен быть психологически готов к работе в современных условиях, как говорится, постоянного риска и неопределённости. Поэтому очень важно, чтобы будущий учитель информатики имел хорошее представление об опыте обучения в других странах, не замыкался бы на узком круге частных проблем, а видел общую картину. Не лишним это будет и для опытных учителей: сравнить свой опыт и опыт своих коллег, а также — и наши методические мнения — с тем, что есть в других местах земного шара, чтобы быть готовыми к новым изменениям в нашей работе для достижения наилучшего эффекта.

Что касается представления и анализа зарубежного опыта обучения информатике в школе, то из всех известных нам источников эта тема обозначена только в учебнике Н.В. Софроновой (см. п. «Этапы информатизации образования за рубежом») [6, с. 19-21].

В нашей работе также учтены публикации Е.К. Хённера, зарубежные источники, в том числе т.н. «Дармштадская модель» — принципы сопоставления опыта разных стран в сфере школьной информатики [7-9].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кувалдина Т.А. Избранные лекции по методике преподавания информатики:  Учеб.-теор.  издание. — Волгоград: Перемена, 1999. — 76 с.
  2. Штырлина И.А. Зарубежный опыт изучения программирования и информатики в средней школе капиталистических стран // Изучение ОИВТ в средней школе: опыт и перспективы / Сост. В.М. Монахов, А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков. — М.: Просвещение, 1987. С 183-191. (192 с.)
  3. Гершунский Б.С. Компьютеризация образования: проблемы и перспективы. — М.: Просвещение, 1987. — 264 с.
  4. Кравцова А.Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования (на материале зарубежных исследований): Дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 267 с.
  5. Самылкина Н.Н. Изучение информатики в старшей школе. Сравнение требований образовательных стандартов России и республики Корея // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе: Сб. научных материалов Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе». 16-17 февраля 2016 г., ФГБОУ ВО МПГУ / Под ред. Т.Б. Захаровой, Н.К. Нателаури. — М.: МПГУ, 2016. — 397 с. URL: http://news.scienceland.ru/2016/01/24/изучение-информатики-в-старшей-школе/
  6. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2004. — 223 с.
  7. Хённер Е.К. Школьная информатика: зарубежный опыт // Информатизация образования: теория и практика: Междунар. науч.-практ. конф. Омск, 21-22 ноября 2014 г. URL: http: //www.kspu.ru/upload/documents/ 2014/12/18/ 4ddd43842e7f0679d221e52e6ce6152b/ hennershkolnaya-informatika-zarubezhnyij-opyit.pdf
  8. Informatics education: Europe cannot afford to miss the boat / Report of the joint Informatics Europe & ACM Europe Working Group on Informatics Education. April 2013. URL: http://europe.acm.org/iereport/ACMandIEreport.pdf
  9. Hubwieser, P. The Darmstadt Model: A First Step towards a Research Framework for Computer Science Education in Schools. 6th International Conference on Informatics in Schools: Situation, Evolution, and Perspectives, ISSEP 2013. Oldenburg, Germany, February 26 – March 2, 2013. Proceedings.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
М.Л. Соболева
Татьяна Александровна, спасибо за статью! В методическом блоке системы подготовки учителей информатики (уровень магистратуры) в МПГУ в рамках дисциплины «Дидактика в обучении информатике» вопросы преподавания информатики за рубежом нами вынесены на самостоятельное изучение обучающимися. Магистранты готовят доклады-презентации об опыте преподавания информатики в разных странах Европы, Азии. А одно аудиторное занятие (2 часа) посвящено обсуждению подготовленных докладов. После проведенной работы по теме преподавания информатики в зарубежных странах пополняется банк презентаций о школьной информатике за рубежом. Такая практика обучения позволила с 2015 года накопить достаточно внушительный банк презентаций. Отрадно слышать, что есть единомышленники и тема преподавания школьной информатики за рубежом изучается и… Read more »
wpDiscuz