РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНОЙ 3D – ПАНОРАМЫ МУЗЕЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНОЙ 3D – ПАНОРАМЫ МУЗЕЯ

Батршина Гузель Сайфулловна
Кандидат педагогических наук

Башкирский государственный университет
Россия, e-mail: guzel.com@mail.ru

Развитие информационных технологий в сфере культуры создает уникальные возможности для сохранения и передачи большому количеству пользователей электронных изображений объектов культурного наследия, доступного ранее лишь посетителям музеев и исторических объектов. Это позволяет доносить информацию об артефактах и произведениях искусства до всех желающих, что имеет грандиозное воспитательное значение и влияние. Наиболее значительное воздействие электронные ресурсы оказали на сохранение культурного наследия в форме художественных произведений. Художественные галереи и музеи еще в конце прошлого столетия начали переводить в электронные копии, хранящиеся в них произведения культуры. В результате каждое крупное хранилище художественных ценностей сегодня имеет собственный электронный портал, а также виртуальный музей (галерею), существующую в дополнение к основной экспозиции [1]. Одним из таких электронных ресурсов, «стоящих на вооружении» у музеев, являются виртуальные 3D-панорамы.

Нами был разработан проект по созданию виртуальной 3D-панорамы Национального музея Республики Башкортостан, целью которого является: духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи; изучение истории и культуры родного края; любви и уважению к истории родного края; привлечение в музей широких масс посетителей; дальнейшее развитие перспективных видов музейно-выставочной деятельности; возможность побывать в музее людям со всех уголков нашей страны и мира.

Виртуальные 3D-панорамы создаются путем объединения нескольких панорам. Таким образом, пользователь может виртуально перемещаться из одной панорамы в другую, либо на другой внешний ресурс с помощью интерактивных ссылок-переходов. Наша 3D-панорама представляет из себя панораму, которая склеена из снимков, сделанных на 360 градусов по оси вращения (места съемки). В целом процесс создания трехмерной панорамы мы разделили на этапы: съемка материала; склейка; редактирование недочетов; компиляция полученного в определенный формат; загрузка в Интернет, либо запись на носитель.

На первом этапе произведена настройка специального оборудования, а именно: фотоаппарат, объектив, панорамная головка, уровневая платформа, штатив. Фотоаппарат перевели в ручной режим и назначили самое малое фокусное расстояние. При этом следует помнить о том, что должно обеспечиваться 20%-ное перекрытие снимков с кадра на кадр. Далее настроили фокусировку так, чтобы все объекты были четкими (можно установить число диафрагмы F9.0). Исходя из условий освещения,  выставляется значение ISO. На снимке не должно быть слишком затемненных или засвеченных мест.

При использовании широкоугольного объектива достаточно снять один ряд по кругу. При стандартном объективе возникает необходимость снимать 3 ряда. При наличии движущихся объектов придется сделать большее количество снимков. Не забываем выполнить еще два кадра – зенит и надир. Зенит – это кадр, который находится над штативом, т.е. 90 градусов от горизонта. Чтобы снять зенит, нужно повернуть фотоаппарат вверх и снять небо либо потолок. Надир – это кадр, который находится под штативом, т.е. это низ.

Далее следует этап склейки отдельных изображений в целое панно с помощью специальных сшивателей на компьютере. На данный момент их существует целое множество с различными параметрами и вариантами работы. Выбор какого-либо варианта сшивки зависит от условий съемки и качества изображений. Так или иначе, запускается программа, загружаются и размещаются снимки. Если при формировании панно были обнаружены недочеты, то целесообразно использовать программы для обработки изображений (Рис.1).

1

Рис.1. Редактирование изображения в программе Adobe Photoshop

Происходит стыковка (склейка) изображений по контрольным точкам (общие точки для пары снимков). От того как были выставлены контрольные точки зависит качество сшивания (Рис.2).

2

Рис.2. Процесс создания панорамы. Контрольные точки.

Затем в специальных программах идет создание 3D-панорамы. Там же можно добавить дополнительные элементы: музыкальное сопровождение, сноски, подсказки, дополнительная информация по экспонатам музея.

3

Рис.3. Панорама одного из отделов музея

4

Рис.4.Вход в отдел Салавата Юлаева

5

Рис.5.В одной из комнат отдела музея

На данный момент проект успешно апробирован и функционирует на сайте Национального музея Республики Башкортостан [2]. Внедрение в эксплуатацию проекта «Создание виртуальной 3D-панорамы Национального музея Республики Башкортостан» дало возможность визуализировать и систематизировать информацию об экспонатах отдела Салавата Юлаева, что, в свою очередь, облегчило поиск информации об имеющихся экспонатах. Так же данный проект позволил создать Интернет доступ к содержанию музея, что положительно влияет на сохранение культурных ценностей региона и посещаемость.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Латыпов И.А. «О некоторых философских аспектах формирования субкультуры виртуального туризма: его новая история или только «STORY» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2;URL: science-education.ru/116-12333 (дата обращения: 04.05.2015).
  2. Сайт Национального музея Республики Башкортостан http://museumrb.ru/

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Гузель Сайфулловна! На мой взгляд, Вы описали очень интересный проект виртуальной 3D-панорамы Национального музея Республики Башкортостан. Полагаю, что это интерсно многим нашим коллегам…

wpDiscuz