ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ – АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ – АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Арзуманян Грач Мартынович
МПГУ,
экономико-технологический колледж
Россия, г.Москва
e-mail: cetek@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются приоритетные проблемы изучения школьного курса информатики в условиях информатизации общества и новых требований к ориентации в информационном пространстве, а также делается акцент на перспективах развития информатики как учебной отрасли в целях повышения информационной культуры школьников.

Ключевые слова: информатика, информационная культура, системный характер информатики

Keywords: informatics, information culture, the systemic nature of science

Abstract: The priority problems of studying of a school course of computer science in the conditions of informatization of society and new requirements for the orientation in the information space discussed in the article, as well as the emphasis on informatics development prospects as an educational sector in order to improve the information culture of the school.

Глобальные процессы формирования автоматизированного информационного общества создают возможности для развития человека и эффективного решения многих экономических и социальных проблем. Однако полностью использовать эти возможности смогут только те члены общества, которые будут владеть необходимыми знаниями и навыками ориентации в таком информационном пространстве. Поэтому, одной из центральных заданий среднего образования является предоставление возможности подрастающему поколению всестороннего повышения информационной культуры и его мировоззренческого уровня. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит школьному курсу информатики [7, 3]. Поэтому актуальным является исследование и анализ приоритетных проблем курса информатики и ее будущих перспектив.

Обоснование роли, функций и содержания школьной информатики уже не раз освещалось в контексте общих методических проблем преподавания курса А.П. Ершовым, Г.А. Звенигородским, В.М. Касаткиным, А.А. Кузнецовым, В.С. Ледневым, Ю.А. Первиним и др. Особого внимания в контексте определенной проблемы заслуживают научные работы современных ученых А.В. Ломаковской, Ф.М. Ривкинда, Л.А. Черниковой, В.В. Шатько и др.

Прежде чем говорить о проблемах и перспективах преподавания информатики в средней школе, следует обсудить главную проблему – это осознание школьниками значимости информатики, как учебного предмета, а также четкого описания отрасли, ее целей. Интернет, социальные сети, блоги, электронные библиотеки, электронные книги и цифровые аудио-видео-фото, мобильные телефоны, средства мгновенного обмена сообщениями, ІР – телефония, карманные компьютеры и коммуникаторы создают для современного школьника представление, что приблизительно 20 лет назад мы находились в абсолютном информационном вакууме, в котором кроме барьеров (социальных, географических, политических) больше ничего не существовало.

Информатика – это общеобразовательный предмет и подходить к нему нужно с системных позиций, которые продиктованы спецификой и задачами среднего общего образования [6, 315]. Трудность её восприятия заключается в том, что задачи курса относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер. В связи с этим, возникает еще одна проблема, которая проявляется в отсутствии оптимизированной по содержанию на основании внутрипредметных связей последовательности изучения учебных блоков. Это приводит к нерациональному использованию ограниченных временных ресурсов [4, 4].

Кроме того, предметом изучения информатики является целая цивилизация – информационная. В настоящее время дети не просто должны знать о существовании компьютера, не просто иметь представление о нем, а уметь на нем работать, уметь пользоваться этой техникой [4, 6]. Информатика – это наука не о предметах или процессах, а о методах, средствах и технологиях их автоматизации, создания и функционирования. Существенным моментом, который влияет на фундаментальность науки информатики, является то, что объектом ее изучения являются не цели, а закономерности. Данный предмет предусматривает не только его глубокое изучение, но и практическое применение знаний, умений и навыков для модернизации собственного обучения, а также оптимизации учебной нагрузки.

Одной из основных проблем обучения для детей также является резкая смена ведущей деятельности с игровой на учебную (в особенности для младших школьников). Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им.  На данном этапе необходимо организовать плавный переход от преимущественно игровой деятельности к учебной, используя по возможности игровые дидактические компьютерные технологии.

Современный взгляд на информационную деятельность, как на вид творческой деятельности, которая требует кроме развитого логического и системного мышления способность мыслить находчиво и продуктивно, ориентирует учителя информатики на развитие фантазии и творческого воображения учащихся [1].

На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление, уровень которого, во многом определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения, что требует от школьников дополнительных возможностей, а от педагогов – применение все новых методов и средств обучения[5, 178].

Содержание школьного курса информатики в определенной степени должно отвечать современному уровню развития науки и требованиям общества. Развитие вычислительной техники, в первую очередь, персональных компьютеров и их программного обеспечения, происходит на столько стремительно, а ее экспансия во все сферы деятельности человека является такой всеохватывающей, что возникла потребность подготовки и переподготовки специалистов, способных качественно обучать детей информатике, применяя новые информационные технологии, а также вводить детей в сложный мир современной информатики.

Возникновение новых компьютерных технологий также имеют существенное влияние на расширение количества учебных тем в рамках обучения информатики. Компьютерные технологии развиваются настолько стремительно, что, как бы ни старалось образование успеть за этими технологиями, оно хоть на шаг, но все-таки будет от них отставать.

В частности в заключительном отчете специальной комиссии АСМ и Computer Science, которая содержит рекомендации по преподаванию информатики и учебных планов по этой дисциплине, подчеркивается, что технические изменения последних лет приводят к увеличению важности следующих тем [3, 240]:

  • WWW и ее дополнения;
  • сетевые технологи;
  • графика и медиа;
  • встроенные системы;
  • базы данных;
  • интероперабельность;
  • использование дополнений программных интерфейсов(API);
  • взаимодействие машин и человека;
  • надежность программного обеспечения;
  • безопасность и криптография;
  • конкретные предметные отрасли (application domains).

Однако в связи с этим, возникает проблема нечёткости границ школьного и вузовского курсов информатики, которые имеют общие темы – на пример обучение технологии работы с пакетом офисных документов. Использование этих технологий занимает нередко центральное место в учебных курсах не только вузов, но и образовательных школ.

В условиях стремительных технологических и социальных изменений, которые являются признаком ХХІ века, направленность системы образования на усвоение школьниками системы знаний, оправданной еще несколько прошлых десятилетий, уже не соответствует современному социальному заказу, который включает наличие системы ключевых компетентностей у специалистов, способных к успешной самореализации, обучению на протяжении жизни и в процессе поддержки развития общества.

Существует еще ряд проблем, таких как недостаточное количественные и качественные характеристики программного обеспечения, которое предназначается для постоянного поддержания обучения учащихся соответственной возрастной категории; недостаточное количество часов для организации полноценного изучения предмета, соблюдение санитарно-гигиенических норм и т.д.

Решение указанных проблем и нерешенных заданий, невозможно без усовершенствования методики преподавания информатики на основе принципов непрерывности и последовательности в обучении.

Информатика все больше влияет на процессы дальнейшего развития общества. Она становится доминирующим фактором, который определяет общий потенциал общества и перспективы его развития. Информатизация общества является самой важной составляющей современной цивилизации, которая характеризируется высоким уровнем информационно-коммуникационных технологий и развитыми информационными структурами. Информатика превращается из по сути технической в фундаментальную науку про информацию и информационные процессы в природе и обществе [5, 176].

Общеобразовательная и практическая значимость школьного курса информатики и далее будет постоянно и стремительно расти. Курс приобретает большой гуманитарный потенциал. Ему уже принадлежит значительная роль в подготовке подрастающего поколения к плодотворной деятельности в информационном обществе [7, 3].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гольдин А.  Образование  0:  взгляд  педагога.  [Электронный  ресурс]: Компьютерра–Онлайн,  2009  –  Режим  доступа: http://www.computerra.ru/readitorial/393364/
  2. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности школьников к информационной культуре общества // Коммунист, 1988. – №2. – С. 82-92.
  3. Информационная грамотность: международные перспективы / Под ред. Х. Лау. Пер. с англ. М.: МЦБС, 2010. – С. 240.
  4. Колин К..К. О  структуре  и  содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. – 2000. – №10. – С.3-10.
  5. Коротков Н. Информатика в школе: настоящее и будущее / Н. К Коротков // Народное образование, 2008. – № 6. – С. 176 – 180.
  6. Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. – С.314–332.
  7. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. – 2004. — №1. – С.2-8.
  8. Пейперт С.  Переворот  в  сознании:  Дети, компьютеры и плодотворне идеи: Пер. с анлг. / Под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

Отправить ответ

Уведомить о

Sort by:   newest | oldest | most voted
1 год 7 месяцев назад

Уважаемый Грач Мартынович! Совершенно с Вами согласна, что за последние годы усиливается значимость изучения информатики в общеобразовательной школе. Речь идёт не только о месте и существенной роли предметных знаний и способов деятельности в сфере информатики, но и значении курса информатики в формировании и развитии УУД. Действительно, Вы правильно отмечаете ряд проблем в реальной практике обучения. Полагаю, что результаты Вашего труда полезны многим нашим коллегам!

В.А. Полякова
1 год 7 месяцев назад

Уважаемый Грач Мартынович! Теоретические подходы к процессу обновления преподавания предмета, 30-летие которого мы отмечаем в этом году, Вами сформулированы. Дело за разработкой конкретных методик, реализующих заявленные идеи)) Успеха!

Алина
30 дней 23 часов назад

Великолепная статья, содержательная, критичная, что большая редкость для современного педагогического сообщества. Спасибо! Получила удовольствие от прочтения.

30 дней 22 часов назад

Спасибо, Алина, за комментарий!

wpDiscuz