НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РОБОТОТЕХНИКЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РОБОТОТЕХНИКЕ

Лукьянова Ольга Юрьевна
ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва
e-mail: olga.lukjanova2011@yandex.ru

Научный руководитель:
к.пед.н, доц. Нателаури Н.К.

Значительная роль изучения робототехники в образовательных учреждениях определяется целым рядом факторов, важнейшими среди которых являются следующие:

Робототехника является одним из важнейших направлений научно — технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. В современном обществе идет внедрение роботов в нашу жизнь, очень многие процессы заменяются роботами. Сферы применения роботов различны: медицина, оборонно-промышленный комплекс, строительство, геодезия, метеорология и т.д. Очень многие процессы в жизни человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов): робот для всевозможных детских и взрослых игрушек, робот – сиделка, робота – домработница и т.д. Специалисты обладающие знаниями в этой области сильно востребованы. О  необходимости сфокусироваться на таком направлении как робототехника и подготовке соответствующих специалистов говорится в целом ряде различных документов [1,2,5].

В связи с большим темпом развития робототехники в обществе — образовательная  робототехника  уже сегодня приобретает  все  большую значимость  и  актуальность, являясь, мощным средством развития обучающихся, повышения их интереса к конструированию, программированию, инженерным специальностям и др. [3,4]

Занятия по информатике, на которых изучаются вопросы алгоритмизации и программирования, информационные основы управления, как ни какая другая школьная дисциплина, закладывает основы в обучении школьников робототехнике. а с другой стороны, использование роботов на занятиях по информатике, позволит не только сформировать определенные умения, но и показать практическую значимость полученных знаний и умений, в том числе, и в ходе выполнения различных проектных работ.

Для введения робототехники, с нашей точки зрения, интерес представляет проект «Экоград», позволяющий познакомить обучающихся с проектированием, сборкой и демонстрацией роботов, которые могли бы быть разработаны для выполнения конкретных задач, возникающих в жизни. Данный проект (с соответствующими методическими материалами) был разработан для роботов Lego Mindstorms NXT, который возможно использовать с робототехническими комплексами, основанными на основе микрокомпьютера EV3, усовершенствованную линейку роботов фирмы Lego, лишь частично.

В ходе изучения возможностей комплекта Lego Mindstorms EV3 было разработано программное обеспечение для выполнения задач проекта «Экоград»: запуск ветрогенератора, размещение солнечной батареи, сортировка мусора, закрытие дамбы, закрытие дымовой трубы, активизация Экогорода.

эор

Разработанные интерактивные электронные образовательные ресурсы, с использованием ПО для Lego Mindstorms EV3,  позволяют реализовать знакомство обучающихся с робототехническими комплексами, интерфейсом и возможностями программного обеспечения Lego Mindstorms EV3, готовя ребят к дальнейшей работе с робототехническими комплексами.

Один из примеров разработанного ЭОР представлен в Приложении.

Данные ЭОР по своей структуре подобны обучающим ресурсам, разработанным компанией, и предоставляют собой:

  • видео, на которых роботы выполняют поставленные задачи;
  • готовые инструкции сборки роботов;
  • возможность написания рабочей программы на графическом языке программирования при помощи графических блоков (на основе предложенного шаблона);
  • экспорт программы в микрокомпьютер;
  • возможность внесения изменений в предложенный шаблон.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/. Дата обращения: 14.02.2016
  2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157978 Дата обращения: 14.02.2016
  3. Профессиональный стандарт «Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193906. Дата обращения: 14.02.2016.
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180188. Дата обращения: 14.02.2016 ]
  5. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 831
    «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188401/ Дата обращения: 14.02.2016

ПРИЛОЖЕНИЕ

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
П.И. Ефимов
Здравствуйте, Ольга Юрьевна! Тема робототехники, действительно, очень важна в настоящее время. Возможности робототехники позволяют детям на наглядном материале погрузиться в моделирование процессов и основы конструирования. Однако, Вы не указали, для какой возрастной группы Вы используете данные наборы, а это очень важно. Не считаете ли Вы, что данные наборы ограничивают деятельность школьника в рамках заранее заготовленного сценария? Не рассматривали ли Вы (или планируете рассмотреть) варианты создания роботов на основе широко распространенных платформ Arduino и Raspberry Pi (последняя широко продвигается в Великобритании, существует онлайн-школа для учителей Google Picademy)? Не кажется ли Вам, что использование 3D-принтера, наборов сенсоров и датчиков в совокупности с… Read more »
Т.Б. Захарова

Уважаемая Ольга Юрьевна! Вы предлагаете очень интересный проект «Экоград». Ваши ЭОРы будет чрезвычайно полезны нашим коллегам. Желаю Вам и Вашему руководителю Нино Карловне успехов. Ваши результаты мне нравятся, но ждем от Вас еще … много-много . У Вас огромный потенциал!!!

М.Г. Победоносцева

Уважаемая Ольга Юрьевна! Спасибо за интересную практическую разработку.

wpDiscuz