РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Балашова Наталья Викторовна
МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры»
Россия, e-mail: bnv-742009@yandex.ru

Современные представления педагогической психологии и дидактики основным аспектом обучения является формирование способов действий, реализуемых через умения. Осуществимо это может быть только в процессе деятельности. В результате процесса деятельности учащиеся овладевают ее рациональными приемами и необходимыми для нее знаниями.  При этом приемы, сформированные в деятельности, становятся для учащихся умениями, приемами мышления и даже чертами личности, поскольку, по выражению А.Н.Леонтьева, каково строение деятельности, таково и строение сознания как психического отражения реальности.

Согласно, А.Г. Асмолову понятие, Универсальные Учебные Действия — это  «обобщенные действия, порождающие  широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению».

На сегодняшний день  выделяются: личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные УУД, Сформированность вышеперечисленных УУД определяется  разработанными критериями.

Авторы модели Программы развития УУД подчеркивают, что развитие универсальных учебных действий в основном зависит от способа построения содержания учебных предметов.  Поскольку содержание каждого учебного предмета следует своей  внутренней логике, поэтому решение этой задачи  представляет значительные трудности,

Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации  деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий  представляют особый интерес. Это связано со следующими причинами:

  • информатика — учебный предмет, который активно развивается  и включает в себя многие современные образовательные тенденции;
  • характерные для учебного предмета информатики некоторые виды деятельности (например, моделирование) естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий;
  • в последние годы в информатике интенсивно развивается идея    «метапредметности», которая во многом перекликается с концепцией универсальных учебных действий.

Развитие современного общеобразовательного курса информатики и ИКТ связано, с доминированием деятельностного подхода. При этом специфика предметной области должна быть  отражена в  конкретных видах  учебных действий.

С этой точки зрения особую важность имеют знаково-символические универсальные учебные действия, включающие в себя: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель и  преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.  Особое значение придается знакам как культурным средствам,  опосредствующим деятельность человека.

Важность знаково-символической деятельности для курса информатики была осознана еще в 80-90 гг. прошлого века В.К. Белошапкой,  С.А. Бешенковым,  А.С.Лесневским и др.  В 1995 г. вышла книга С.А. Бешенкова,  А.Г.  Гейна, С.Г. Григорьева, в которой  были рассмотрены основы семиотики, науки о знаках, в рамках информационной деятельности.

Вклад информатики в формирование универсальных учебных действий не ограничивается знаково-символической деятельностью. Например, регулятивные УУД могут быть сформированы в процессе отработки этапов решения задач с использованием компьютера:

  • анализа реальной ситуации и определения целей деятельности;
  • организации деятельности, направленной на достижение этой цели;
  • анализа и коррекции результатов этой деятельности и др.

Тем не менее, именно знаково-символические УУД для информатики играют особую роль, поскольку:

  • познавательные и коммуникативные УУД развиваются в информатике преимущественно в знаково-символическом аспекте;
  • через знаково-символические УУД можно раскрыть сущность основных видов информационной деятельности: сбора, хранения, преобразования, передачи информации, моделирования, управления.

Сформированность  универсальных учебных действий  приобретает особую значимость в связи в внедрением новых образовательных стандартов. Это связано с тем, что значительная часть деятельности в рамках предмета (в частности, познавательная и коммуникативная) связана с построением, преобразованием, оценкой информационных моделей. В то же время  деятельность, связанная с моделированием,  в разных предметах осуществляется  по-разному, что затрудняет  понимание общей структуры этой деятельности. Информатика является предметом через который можно активно развивать и формировать УУД.

ЛИТЕРАТУРА

  • Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М.: Издательство Московского университета, 1979. — 152 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=22851.
  • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия: Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010 г.
  • Бешенков С.А., Ракитина Е. А. Информационное образование в россии \\Журнал Знание. Понимание. Умение Выпуск№ 3 / 2013
  • Жиркова В.С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики / В.С. Жиркова // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 88-91.
  • Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obrazovanie-v-rossii#ixzz40EguRHxQ
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования  [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф (дата доступа: 21.12.2014).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Наталья Викторовна! Действительно, задача формирования и развития УУД — одна из ваднейших задач общего образования на современном этапе. В рамках школьного курса информатики, безусловно, формируются многие УУД и этот потенциал надо использовать в полной мере

wpDiscuz