ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Казакова Людмила Викторовна
МОУ СОШ № 11
Россия, Раменский муниципальный район
e-mail: lyuciya1@yandex.ru

Сердюченко Наталья Сергеевна
Методический центр «Раменский дом учителя»
Россия,Раменский муниципальный район
e-mail: ram-portfolio@mail.ru

Введение ФГОС  привело к изменению содержания и методологического основания образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учёт их индивидуальных способностей и всестороннее открытие их интеллектуального и творческого потенциала.

ФЗ №273 « Закон об образовании в РФ» задал направление развития системы общего образования в России, связанное с повышением эффективности деятельности ОО. При этом основополагающим компонентом информационной образовательной среды (ИОС)  являются ЭОР, ориентированные на реализацию образовательного процесса  с помощью ИКТ и на применение новых методов и форм обучения.

Успешность использования ЭОР определяется уровнем высококачественного готового контента — инновационных электронных образовательных ресурсов практически по всем предметам школьной программы, которые ориентированы на новые образовательные результаты, на формирование метапредметных,  личностных результатов образования. ЭОР по информатике при сохранении необходимой фундаментальности школьной информатики способствует формированию у обучающихся информационной культуры. Они  могут быть использованы для организации самостоятельной работы обучающихся, для организации индивидуального практикума по программированию и разработке информационных систем.

Новые требования к результатам общего образования не могут быть достигнуты без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности обучающихся. На помощь приходят ЭОР и такие  особенности ЭОР как наглядность, мультимедийность, интерактивность, трансформируемость и вариативность. Эти особенности способствуют целостному восприятию учебного содержания, формированию систематических знаний, обеспечивают работу учащегося в удобном для него темпе, последовательности и форме. ЭОР ориентированы на организацию учебной деятельности в условиях ИКТ — насыщенной среды и настраивается на различные уровни оснащения и формы организации образовательных организаций.

Использование ЭОР в школьном курсе информатики позволяет учителю решить методическую задачу выбора приоритетных объектов изучения информатики в школе; позволяет формировать у учащихся универсальные способы действий – определение адекватного способа решения учебной задачи, на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них,  автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами закладывают основу дальнейшего профессионального выбора учащихся; обеспечивает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Использование ЭОР  на занятиях помогает решить и возникающие психолого-педагогические проблемы. Мы руководствуемся в своей деятельности следующими методологическими принципами: принцип системно — деятельностного подхода; принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации; принцип доступности; принцип рефлексивности; принцип мотивации; принцип открытости содержания образования.

Возраст обучающихся называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.

ЭОР   помогают так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний.

Учение для подростка является главным видом деятельности. И от  того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности.  Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами, и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения).

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

Помещение учащихся в новую для них электронную образовательную среду (в которой каждый имеет средство индивидуального доступа в учебный портал и возможность работы с разными ресурсами на протяжении всего занятия) безусловно меняет традиционные очертания коммуникативного пространства на уроке. Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. «Логос» 2001.
  2. Инге Унт. «Индивидуализация и дифференциация обучения». М: «Педагогика, 1990».
  3. Полат Е.С. Педагогические технологии 21 века. //Современные проблемы образования. – Тула, 1997//.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – М., 2001.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Людмила Викторовна и Наталья Сергеевна! Согласна с Вами, что применение комплекса ЭОР, построенный по принципу учета психолого-педагогических особенностей обучающихся, может повысить качество образовательного процесса

wpDiscuz