ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ
ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Климович Анна Фёдоровна
кандидат педагогических наук, доцент

Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима Танка»

Республика Беларусь, e-mail: a_f_klim@mail.ru

Образовательные стандарты высшего образования нового поколения по подготовке преподавателей информатики, внедрение образовательного стандарта переподготовки по специальности «Информатика», а также многолетний опыт обучения студентов и слушателей методике преподавания информатики позволили провести углубленную экспертизу действующих в Республике Беларусь учебных планов, учебных программ по учебной дисциплине «Методика преподавания информатики».

Научным коллективом «МПИ-2015» учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» разработаны методологические основания модернизации психолого-педагогической и методической подготовки преподавателей информатики в контексте реализации компетентностного подхода в  общем среднем образовании; концепция обновления содержания учебной дисциплины «Методика преподавания информатики», макетные образцы обновленного образовательного стандарта профессиональной подготовки  преподавателей информатики и новой учебной программы по методике преподавания  информатики для учреждений высшего образования педагогического профиля.

В виду отсутствия в общем среднем образовании Беларуси повышенного, углубленного и профильного уровня по учебному предмету «Информатика» его содержание должно способствовать профильному самоопределению школьников, формированию у них способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования в соответствующей профессиональной сфере, за счет активного использования межпредметных связей информатики. Для этого следует применять комплекс учебно-методических материалов для проведения учебных занятий и факультативов по информатике, содержащий теоретический материал и задания соответствующие профилю обучения.

Для реализации данной идеи следует, в первую очередь, подготовить новое поколение учителей информатики, которые не только будут владеть  информационными технологиями на самом высоком уровне, но и обладать такими профессиональными компетенциями, как:

  • способность адаптироваться к быстро меняющейся технической и технологической базе компьютерной техники;
  • умение адекватно оценивать перспективы развития учебного предмета и целей его преподавания с учетом современного состояния информатики как науки;
  • способность обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в рамках учебного предмета «Информатика» и средствами предметной области;
  • обеспечивать компьютерную визуализацию обучения, под которой понимается процесс преобразования информации из абстрактно-логического представления в наглядно-образное и аудиовизуальное, осуществляемый средствами информационно-коммуникационных технологий, результатом которого является интерактивный учебный визуальный продукт, соответствующий требованиям, предъявляемым к образовательным материалам и пр.

В связи с этим в содержание учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» специальностей подготовки и переподготовки добавляется раздел «Методика профильно-ориентированного преподавания курса информатики в школе», в который входят темы связанные с преподаванием информатики в классах гуманитарного, эстетического, естественнонаучного и технико-технологического профиля.

Преподавание информатики в классах гуманитарного профиля предполагает акцентирование на изучении информационно-поисковых систем, современных средств обработки текстовой информации, телекоммуникационных технологий; преподавание в классах эстетического  профиля – на изучении информационно-поисковых систем, основ веб-дизайна и компьютерной графики, обработки аудио и видео информации; в классах естественнонаучного  профиля акцент следует делать на изучении математического программного обеспечения для символьных и числовых вычислений (программ математического моделирования, систем компьютерной математики, обработки статистических данных, построении 3D-графиков), программирования, формализации и моделирования; в классах технико-технологического  профиля предполагается изучение систем автоматизированного проектирования (САПР) (например, Electronic Workbench – моделирование цифровых и аналоговых электронных схем, AutoCAD – построение чертежей, ArCon – архитектурно-пространственное моделирование, АrchiCAD – архитектурно-строительное проектирование, 3D Studio MAX – трехмерное моделирование, КОМПАС и др.)

Таким образом, учитель сможет в содержании учебных заданий учитывать интерес обучающихся к будущей профессиональной области и поможет раскрыть ее особенности с точки зрения применения информационно-коммуникационных  технологий.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Анна Фёдоровна! Полностью с Вами согласна, что надо готовить наших студентов (будущих учителей информатики) к профильному обучению информатике на старшей ступени школы. У нас в МПГУ мы это делаем в магистратуре, а в бакалавриате даем только представление об этом. А как у Вас в вузе? Мне интересен Ваш опыт…

wpDiscuz