ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВУЗА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
В УСЛОВИЯХ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВУЗА

Коваленко Марина Ивановна
кандидат физ.-мат. наук, доктор педагогических наук

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Институт математики, механики и
компьютерных наук им.И.И.Воровича
Россия, г.Ростов-на-Дону, e-mail: mikovalenko@sfedu.ru

На сегодняшний день педагогическое образование претерпевает значительное реформирование как в области содержания так и в области организации подготовки будущих учителей. Практически по всей России происходит укрупнение вузов, создание федеральных и опорных университетов, призванных готовить кадры (в том числе – педагогические) для регионов, с учетом их особенностей и потребностей. Подобные вузы можно отнести к распределенным университетам, под которым будем  понимать такой тип образовательного учреждения, в котором применяется гибкая и территориально-распределенная система получения образования  в том числе – с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Появление распределенных вузов должно было способствовать созданию общей материальной базы и создать условия для реализации внутривузовской мобильности студентов, возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории с учетом вариативных дисциплин, предлагаемых различными направлениями подготовки.

Анализ ситуации, связанной с подготовкой педагогических кадров в Южном федеральном округе показал, что на сегодняшний день практически не осталось педагогических вузов, а подготовка будущих учителей осуществляется в классических университетах или в объединенных вузах (например, Южный федеральный университет и др.), что с одной стороны является негативом – отсутствует специфическая профессиональная среда, где происходит взаимодействие между студентами различных профилей направления «Педагогическое образование», с другой стороны позволяет формировать некоторые вариативные модули и дисциплины, которые позволят студентам других направлений формировать педагогические компетенции.

Особая роль на современном этапе отводится подготовке будущих учителей физики, математики, информатики, поскольку именно эти дисциплины являются определяющими в подготовке кадров для различных отраслей промышленности, в частности – инженерных кадров, потребность в которых неуклонно растет. Наиболее интенсивно развиваются отрасли, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), поэтому большое внимание следует уделять профилизации учащихся в школе, направленной на выбор востребованных профессий связанных с ними, что входит в содержание педагогической деятельности учителя информатики.

Подготовка будущих учителей информатики может быть реализована остаточно успешно, при условии взаимодействия в рамках объединенного вуза с подразделениями, осуществляющими подготовку по направлениям, связанным с информатикой («Прикладная информатика», инженерное образовании и др.), поскольку основные образовательные программы (ООП) данных направлений содержат дисциплины, способствующие формированию профессиональных компетенций будущих учителей информатики.

В свою очередь, бакалавры и магистры направления «Прикладная информатика» зачастую высказывают пожелания получить знания, позволяющие им впоследствии преподавать информатику в школах. Однако введение Профессионального стандарта педагога в 2017 году предполагает обязательное наличие педагогического образования у лиц, осуществляющих образовательную деятельность.

Анализ стандартов ФГОС ВО 3+ (уровень бакалавриата), а также ряда ООП направлений «Прикладная информатика» и «Педагогическое образование» (профили «Информатика», «Математика и информатика») показал, что возможен «взаимообмен» вариативными модулями объемом 15 зачетных единиц, что будет являться некоторой пропедевтикой для получения второй профессии, однако это не дает возможности «перекрестного» получения специальностей. Между тем существует возможность получения педагогического образования в рамках программ дополнительного образования, которые могут быть предложены студентам третьих курсов бакалавриата и идти в параллели с реализацией ООП направления.

Реализация такой подготовки будущих учителей информатики может и должна быть осуществлена в рамках информационно-образовательной среды (ИОС) распределенного вуза, под которой будем понимать совокупность технических, программных, информационных и других ресурсов, предоставляемых обучающимся для получения ими образования в соответствии с индивидуальными потребностями и регламентированными соответствующими нормативными документами. Содержательное наполнение ИОС для реализации дуального подхода к подготовке будущих учителей информатики осуществляется как преподавателями кафедры, осуществляющих подготовку по направлению «Педагогическое образование» (в Южном федеральном университете, например, это кафедра Методики информационных технологий и методики преподавания информатики) так и кафедрами спецдисциплин направления «Прикладная информатика». В рамках такого внутривузовского сетевого взаимодействия возможна реализация проектных и научно-исследовательских работ.

Предлагаемая схема взаимодействия может быть реализована и в ходе межвузовского сетевого взаимодействия при активном использовании технологий дистанционного и смешанного обучения.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Марина Ивановна! Сегодня эта проблема чрезвычайно актуальная. Предлагается сетевое взаимодействие образовательных организаций для решения ряд проблем организации образовательного процесса, повышения его качества. Решение этой проблемы заслуживает особого внимания

Т.А. Кувалдина
Здравствуйте, Марина Ивановна! Рада видеть Вашу статью. Весьма актуальная проблема для нашего федерального округа. Её решение требует значительных усилий и точного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками, начиная от школы, учителей и методистов, — и кончая всё-таки университетами, в которых есть направление подготовки «Педагогическое образование». По своему опыту обучения студентов направления «Прикладная информатика» (курс «Введение в методику обучения информатике») могу отметить, что в целом они весьма успешно осваивают этот курс благодаря своим знаниям в области информатики, ещё достаточно свежим воспоминаниям о школьном курсе, а также — живому интересу к дальнейшей судьбе информатики как общеобразовательного курса. Конечно, без поддержки и развития серьёзных… Read more »
wpDiscuz