РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Мукимов Марат Ралифович
студент колледжа
Бирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Россия, e-mail: jonelinkol@mail.ru

Электронный учебник — компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

Рассмотрим некоторые элементы электронного учебника:

  1. Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний. Такие учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала.
  2. Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и возможность иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники.
  3. Возможен, например, с помощью технологии OLE, запуск других компьютерных программ для показа примеров, тестирования и др. целей.
  4. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров.
  5. Тест. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.
  6. Энциклопедия. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, возможность повтора анимацией и звуковых записей, поиск по ключевым словам и т.д.
  7. Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов.
  8. Невербальная среда. Современные компьютерные технологии позволяют существенно упростить эту работу для учащегося. Так в электронном учебнике, возможно, реализовать методический прием «делай как я». При этом многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения. Хочется подчеркнуть, что речь идет не об иллюстрациях в форме видео или кинофрагментов, а именно о совместной деятельности учителя и ученика. Подобного рода невербальные среды только появляются, но за ними большое будущее. Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные преимущества могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы.

Анализ программных средств

Прежде чем перейти к непосредственному созданию электронного учебника необходимо ознакомиться и проанализировать доступные программные средства для создания электронных книг.

CHM Editor – редактор для создания справочного материала. В самых простых случаях можно представить в виде книги

TurboSite — бесплатная программа для создания сайтов и электронных учебников. Можно создать HTML-сайт или электронный учебник с поддержкой комментариев, формы обратной связи, вставки видеофайлов и javascript-тестов и другими возможностями. Программа очень проста в обращении, не требует знания языков программирования и разметки текста.

Основные этапы разработки электронного учебника

  • Выбор источников
  • Разработка оглавления и перечня понятий
  • Переработка текстов в модули по разделам
  • Реализация гипертекста в электронной форме
  • Разработка компьютерной поддержки
  • Отбор материала для мультимедийного воплощения
  • Разработка звукового сопровождения
  • Реализация звукового сопровождения
  • Подготовка материала для визуализации
  • Визуализация материала

Выбор источников

На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые:

  • наиболее полно соответствуют стандартной программе,
  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов,
  • содержат большое количество примеров и задач,
  • имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

Разработка оглавления и перечня понятий

На втором этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом

На основании опросов, которые я провёл среди учителей, обучающихся  я разработал и ввел много различных модулей. Функционал программы на два раздела, предназначенные для учителя и для ученика.

WiBook имеет различные модули такие как:

Отбор материала для мультимедийного воплощения

Для реализации моего проекта, я брал электронные версии учебников с открытого доступа в интернете

Реализация звукового сопровождения

Звуковое сопровождение было реализовано дома. Запись звуков осуществлялась в домашних условиях при использовании микрофона для ПК;

Визуализация материала

В качестве средства разработки была выбрана объектно — ориентираванная система программирования Delphi и язык гипертекстовой разметки HTML.

Delphi — оптимальный инструмент для создания приложений, т.к. поддерживает технологию визуальной разработки, которая позволяет существенно сократить время разработки, при сохранении хорошего качества и надежности программного продукта.

Delphi — это система программирования, базирующаяся на языке программирования (Object Pascal), имеющая свой редактор, компилятор и отладчик. Написание приложения на Delphi сводится к компоновке на экране объектов, имеющих определенную графическую интерпретацию, и подключению строк кода, как и в программе на любом другом языке. Другими словами, Delphi просто реализует визуальную концепцию программирования

Результаты исследования

На этом этапе начинается испытание разработанного приложения, проводится серия тестов с целью выявить ошибки программирования. Проект еще далек от завершения, но «экспериментальный» образец уже готов.

происходит внедрение полностью законченной компьютерной системы обучения в образовательный процесс. Разрабатывается план занятий с использованием этой системы и начинается ее эксплуатация.

Применительно к предлагаемому компьютерному учебнику можно сказать, что он разрабатывался для использования учениками.

Апробация в школе среди 4,9 и 11 классов;

Выпускникам 4-го, 9-го и 11 классов вначале бал предложен входной тест, а затем тест после работы с учебником (период изучения 1 месяц). И результат был лучше на 3%.

Вот преимущества, которые часто используются в качестве аргументов в пользу развития электронного учебников:

возможность использования аудио- и видеодокументов и их интеграция;
независимость от времени и места нахождения обучающегося и обучающего;
легкость распространения образовательных ресурсов;
обеспечение одинаковых возможностей доступа к образовательным ресурсам;
возможность разработки современных образовательных стандартов, ориентированных на результат обучения.

Выводы:

Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?

для самостоятельной работы учащихся

  • облегчает понимание изучаемого материала
  • позволяет сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • предоставляет возможности для самопроверки;

на практических занятиях

  • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами;
  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся;

В результате разработки исследовательского проекта был создан программный продукт, который предоставляет пользователю возможность повысить свой уровень подготовки по школьной программе, а также содержит систему тестирования для оценки уровня знаний пользователя. Программа поможет выпускникам быстро подготовиться к экзамену Плюсами данной программы являются то, что программа имеет удобный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс, Программа содержит: Теоретическую часть; Комплексное тестирование; Экзамен.

Данная программа прошла этап тестирования, тестирование показало, что разработанный программный продукт соответствует изначальным требованиям и реализует заданную функциональность

ЛИТЕРАТУРА

  1. Фленов М.Е. Библия Delphi. – Спб.: БХВ-Петербург,2014
  2. Видеохостинг http://www.youtube.com/
  3. Электронная библиотека URL:http://www.dmoz.org/World/Russian/Источники_информации/Библиотеки/Электронные
  4. Ольга Павловна Трегубова. Создание электронного учебника [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/526252/
  5. Ольга Павловна Трегубова. Создание электронного учебника [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/526252/
  6. Сайт электронные учебники [Электронный ресурс]/ URL:cm.ru
  7. Осипов Д.Л.. Delphi Программирование для Windows, OS X,Ios и Android. – Спб.: БХВ-Петербург,2014.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Марат Ралифович! Действительно, разработка электронного учебника в настоящее время чрезвычайно актуальная проблема.

wpDiscuz