К ВОПРОСУ О ВЗАИМООБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

К ВОПРОСУ О ВЗАИМООБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ

Борщик Дарина Васильевна
Северный Арктический федеральный
университет имени М.В.Ломоносова

Россия,  e-mail: darina430@ya.ru

Дегтянников Антон Иванович
Северный Арктический федеральный
университет имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель:
Л.Н.Борщик

Взаимообучение всегда было неотъемлемой частью педагогического процесса. Классическая педагогика рассматривает взаимообучение  как  метод группового обучения, основывающийся на разности способностей, теоретической и практической подготовленности учащихся и заключающийся в обмене основной и дополнительной изучаемой информацией, в совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. Взаимообучение позволяет каждому учащемуся попеременно исполнять роль учителя и обучаемого, способствует закреплению знаний взаимодействующих партнеров, активизации их мышления, воображения, речи и внутреннего самостимулирования.

Если раньше мы подразумевали под взаимообучением именно личное общение учащихся друг с другом, то современные информационные технологии внесли свои коррективы. Большинство учащихся в поисках дополнительных источников знаний по предметам,  решения задач сложного уровня, подготовке к олимпиадам и экзаменам используют Интернет.

Свое определение данному процессу в развитии сети Интернет дал Тим О’Рейлли: «Web 2.0  — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала»[1]. Уточним, что речь, как правило, идёт о наполнении информацией другими пользователями, однако вопросы её надёжности, достоверности, объективности не рассматриваются.

Социальные сети, специальные ресурсы, на которых возможно размещать задания и писать свои варианты решений, обеспечивают по сути взаимообучение школьников в режиме оn-lain. Однако общение идет без контроля со стороны учителей, поэтому для оценки объективности информации, проверки правильности решения задач важно включиться в этот процесс педагогам.

Одним из первых, самых популярных и доступных ресурсов, использующих данную технологию, является wikipedia.org, где пользователь может редактировать информацию. Этим ресурсом чаще всего пользуются школьники.

Чтобы подтвердить выдвинутые нами тезисы мы провели анкетирование среди учащихся 7-11 классов г. Сосногорска.  Всего в опросе приняли участие 534 школьника из четырех школ города. Результаты представлены в таблице.

Таблица 1

 

Вопрос

 

Вариант ответа

Процент респон-дентов
1 Из каких источников Вы получаете дополнительные знания при подготовке домашнего задания или изучении школьной программы? А. Библиотека, справочная литература 11%
В. Занятия с репетитором 22%
С. Поиск информации в Интернете (wikipedia.org,)  

67%

2 Если Вы столкнулись со сложной задачей и не можете найти решение в школьном учебнике, каким вариантом вы воспользуетесь, скорее всего? А. Библиотека 2%
В. Занятия с репетитором 12%
С. Поиск похожей задачи в сети Интернет(Google) 29%
Д. Размещение задачи в социальной сети или специальных ресурсах, поиск решения среди ответов пользователей.  

39%

Е. Опрос одноклассников по  Skype. 18%

Дополнительно  проведен опрос  211 учащихся выпускных классов в четырех  школах города Сосногорска.

Какими ресурсами вы пользуетесь при подготовке с ЕГЭ (ОГЭ)?

Вариант ответа Процент респондентов
1 Библиотека, печатные издания 4%
2 Занятия с репетитором 31%
3 Использование специализированых сайтов для подготовки ЕГЭ (ОГЭ) в сети Интернет 65%

Таким образом, по итогам нашего исследования мы можем утверждать, что на данный момент большую популярность набирает не просто поиск готовых ответов на вопросы пользователей в сети Интернет, а происходит использование  технологии web 2.0 как источника «коллективного разума». Поэтому применение данной технологии для взаимообучения школьников является, на наш взгляд, весьма перспективной.

ЛИТЕРАТУРА

  1. James Governor, Dion Hinchcliffe, Duane Nickull. Web 2.0 Architectures: What Entrepreneurs and Information Architects Need to Know. — O’Reilly, 2009. — 276 p. — ISBN 978-0596514433.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Дарина Васильевна и Антон Иванович! Согласна с Вами, что возможности web 2.0 надо активней использовать в организации образовательного процесса. Это может существенно повысить качество образования

wpDiscuz