МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ЭТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ЭТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Семенова Зинаида Васильевна
доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»
Россия, г.Омск e-mail: zvs111@gmail.com

Яцюк Татьяна Владимировна
ФГБОУ ВПО «Омский государственный
педагогический университет»

Россия, г.Омск e-mail: tyatzuk@mail.ru

Сегодня информационная среда, возникшая в результате развития IT-индустрии, и глобальной сети Интернет, оказывает огромное влияние на подрастающее поколение. С конца прошлого века эта среда существенно изменилась: произошел резкий скачок в области мобильных технических устройств, стали активно развивать сервисы глобальной сети Интернет. Все это предопределило появление новых этических правил и правовых норм поведения, которыми должен руководствоваться любой пользователь информационной среды. Данные различных исследований  и нашего педагогического эксперимента позволяют утверждать, что учащиеся подросткового возраста продолжительное время находятся в информационной среде, активно используют современные технические средства (мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры) и сетевые сервисы, но при этом большинство учащихся нарушают этические и правовые нормы поведения в этой среде [1,2]. Особо отметим, что постоянное развитие информационной среды и совершенствование умений учащихся в области ИКТ создает почву для различных нарушений: использование нелицензионого контента, различные формы информационного вредительства (флуд, флейм, троллинг и распространение спама и др.), которые были зафиксированы в поведении учащихся. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности у учащихся этических и правовых норм поведения в информационной среде и необходимости их непрерывного и своевременного формирования в процессе обучения информатике в основной школе.

Вопросы формирования этических и правовых норм поведения в информационной среде всегда волновали педагогов. Учеными, методистами,  практикующими учителями в качестве путей формирования отдельных норм этики и права предлагается проводить уроки информатики в форме семинаров, конференций, бриффингов, ролевых игр, а также использовать беседы, игровую и проектную деятельность. Все это является эффективным педагогическим инструментарием для преимущественного формирования теоретических знаний в области этических и правовых норм поведения в информационной среде. Следует констатировать, что эти подходы достаточно распространены, активно используются в процессе обучения информатике в школе и  сегодня их можно назвать традиционными.

Регулярно (практически на каждом уроке) применять эти подходы для формирования у учащихся этических и правовых норм поведения в процессе всего курса обучения информатики в основной школе не представляется возможным. Они не позволяют обеспечить непрерывность процесса формирования у учащихся соответствующих норм поведения в информационной среде. Дополнительно необходимо использовать другие нетрадиционные для информатики средства, которые учитывают динамичность современной информационной среды, умения учащихся в области ИКТ, и легко интегрируются в различные темы курса информатики основной школы. Такими средствами, на наш взгляд, являются ситуации-ловушки и разные типы ситуационных задач, задач-ловушек, задач с применением компьютерных виртуализаторов, которые были нами разработаны и опробированы. Именно эти средства способствуют не только формированию понимания сущности этических и правовых норм в информационной среде, но и привитию учащимся уважительного отношения к этическим и правовым нормам и формированию цивилизованного поведения, характеризующегося соблюдением этих норм в информационной среде. Применение этих средств наряду с традиционными подходами позволяют обеспечить непрерывность процесса формирования этических и правовых норм поведения в современной информационной среде [3].

В процессе обучения информатике непрерывность формирования у учащихся основной школы этических и правовых норм поведения в информационной среде реализуется по разному. Например, один и тот же тип задач, способствующий формированию отдельной нормы, может использоваться в рамках разных тем курса информатики основной школы. Рассмотрим как в 5 классе для формирования такой этической нормы как недопустимость использования в электронных сообщениях смайл-флуда используется ситуационная задача. В процессе изучения темы «Обработка текстовой информации» в качестве одного из заданий практической работы, посвященной редактированию текста можно использовать следующую формулировку ситуационной задачи:

этик1

Этот же тип ситуационной задачи можно использовать в рамках изучения темы «Компьютерная графика» на практической работе, посвященной знакомству с инструментами графического редактора Paint. При этом задача на выявление смайл-флуда будет сформулирована и представлена следующим образом:

этик2

Также в рамках изучения одной из тем курса информатики в основной школе может использоваться разные типы задач, ориентированные на формирование у учащихся совершенно разных этических или правовых норм. За счет такого подхода также обеспечивается непрерывность формирования этических и правовых норм в информационной среде. Приведем пример использования ситуационных задач в процессе изучения в 8 классе темы «Электронная почта». Данная задача ориентирована на работу с таким нарушением сетевой этики, как распространение цепочечного спама.

этик3

Приведем пример задачи, ориентированной на определение учащимися информационного вреда, в результате нарушения правовой нормы о недопустимости несанкционированного доступа к компьютерной информации.

этик4

Такая гибкость использования различных типов задач в курсе информатики основной школы, которые нацеленных на формирование у учащихся основной школы различных этических и правовых норм в информационной среде и позволяет обеспечить непрерывность этого процесса. Однако, помимо непрерывности очень важна своевременность такого формирования.

Осуществляя в процессе обучения информатике работу над формированием у учащихся этических и правовых норм поведения в информационной среде очень важно не допустить нежелательного интереса учащихся к нарушениям этих норм. Учителей информатики беспокоит то, каким образом применять те или иные задачи, чтобы не спровоцировать учащихся на нарушение этих норм. Чтобы таких опасений не возникало учителю необходимо регулярно осуществлять мониторинг поведения учащихся в информационной среде. Для этого целесообразно не реже раза в четверть проводить анкетирование учащихся и их родителей, осуществлять беседы с ними, отслеживать поведение учащихся при работе за школьными компьютерами и сервисах глобальной сети: социальных сетях, форумах и т.д., которые позволяют выявить тенденции к нарушениям и реальные нарушения той или иной нормы в информационной среде. Целесообразно также применять ситуации-ловушки и задачи-ловушки, которые являются не только средствами формирования у учащихся этических и правовых норм, но и средствами выявления у них этических и правовых нарушений в информационной среде. Используя весь этот диагностический арсенал, учитель всегда будет знать реальное положение дел в области применения учащимися соответствующих норм в информационной среде. Это позволит не только непрерывно осуществлять работу над формированием у учащихся этических и правовых норм, но и делать это своевременно, т.е. тогда, когда есть предпосылки к нарушению соответствующих норм или реальные проявления этих нарушений. Особенно это касается формирования таких этических норм как недопустимость использования в электронных сообщениях компьютерных жаргонизмов, распространения спама, флуда, размещения этически недопустимого контента в сервисах глобальной сети и т.п. Вместе с тем отдельные нормы поведения в информационной среде целесообразно формировать у учащихся тогда, когда это предусмотрено по программе обучения информатике в основной школе. Это касается в основном правовых норм, регламентирующие порядок использования программного обеспечения, недопустимость создания, использования и распространения вредоносных программ и компьютерных вирусов. Например, в процессе изучения таких тем, как «Правовая охрана информации», «Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы», «Защита информации».

Таким образом, в условиях динамически развивающейся информационной среды формирование у учащихся этических и правовых норм должно быть непрерывным и своевременным. Проведенный нами педагогический эксперимент на базе трех общеобразовательных учреждениях г. Омска, показал, что использование в процессе обучения информатике в основной школе таких дидактических средств как ситуации-ловушки, разные типы ситуационных задач, задач-ловушек, задач с применением компьютерных виртуализаторов, в дополнение к традиционным подходам, позволяет реализовать непрерывность и своевременность формирования у учащихся этических и правовых норм поведения в информационной среде и сделать это формирование эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Солдатова, Г.В. Пойманные одной сетью. Типы подростков-пользователей интернета [Электронный ресурс]. / Г.В.Солдатова, О.С. Гостимская, Е.Ю. Кропалева. Режим доступа http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/02/ (дата обращения: 13.03.12)
  2. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования [Текст]/ Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
  3. Яцюк, Т.В. Модель использования ситуационных задач, задач и ситуаций-ловушек, задач с применением компьютерных виртуализаторов для формирования этических и правовых норм поведения учащихся в информационной среде/ З.В. Семенова, Т.В. Яцюк // Науковедение – 2015. – Том 7, № 5 – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/234PVN515.pdf. (дата обращения: 30.11.2015).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Зинаида Васильевна и Татьяна Владимировна! Спасибо Вам за доклад… Интересные примеры … Стиль изложения прекрасный… Очень понравилось!!!

В.В. Шапкина

Добрый день, уважаемые коллеги! Ваши примеры формирования у учащихся этических и правовых норм поведения в информационной среде вызывают интерес. Хотелось бы уже услышать ваш опыт. Интересна и предложенная литература. Однако совет «не реже раза в четверть проводить анкетирование учащихся и их родителей» думаю, нереальный. В частности, в связи с теми же нормами.

Л.В. Вяткина

Уважаемые Зинаида Васильевна и Татьяна Владимировна! Согласна с Вашими взглядами на данную проблему. В Пермском крае в основном преподавание в школе ведётся по учебникам И.Г. Семакина и его авторского коллектива. Возможность говорить по данной теме предоставляется в гл. «Технология использования и разработки информационных систем» и «Основы социальной информатики». Теория есть, учителям нужно собрать задачи. По всей вероятности, у Вас такая копилка организована. С удовольствием познакомилась с Вашей статьёй. Спасибо.

wpDiscuz