ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК ОБ IP-ТЕЛЕФОНИИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК ОБ
IP-ТЕЛЕФОНИИ

Ганецкий Виктор Александрович
Компания Nettelfon
Эстония, г.Таллин

Семенова Зинаида Васильевна
доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная
автомобильно-дорожная академия
»
Россия, г.Омск,  e-mail: zvs111@gmail.com

Как известно, среди наиболее динамично развивающихся отраслей на сегодняшний день прочные позиции занимает IT-сфера, входящая в группу явных лидеров. Ряд технологий, которыми мы сегодня активно пользуемся, существенно младше школьного курса информатики. Так, например, датой рождения облачных вычислений принято считать август 2006 года, когда был запущен проект под названием Elastic Computing Cloud. Несмотря на то, что облачным технологиям не более 10 лет, они значительным образом меняют не только информационную среду, но и позволяют переосмыслить роль ИТ в  бизнесе. Так, в частности, специалисты утверждают, что облачные технологии способны существенно снизить стоимость и сложность ИТ-услуг: «Независимо от того, является ли потребитель некой компанией, желающей сократить свои расходы на ИТ, компанией-стартапом с хорошими идеями, но недостаточным финансированием или это единовременный проект с большими потребностями в ресурсах, облака обеспечивают практически неограниченный пул ресурсов без серьезных капиталовложений и расходов на администрирование» [4].

Не меньшее влияния оказывают облачные вычисления и на учебный процесс. В частности совершенствуются содержание, методы и средства обучения информатике. Сегодня учащихся не только работают с огромным количеством облачных сервисов (разрабатывают ментальные карты, ленты времени, презентации, совместные документы и т.п.), но и знакомятся с историй их создания, а также с теоретическими основами функционирования облачных сервисов [2], [3], [5].

Изучение появляющихся, интенсивно развивающихся и активно используемых технологий IT-сферы позволяет усилить деятельностную составляющую обучения. К таким технологиям, на наш взгляд, относится и IP-телефония, появившаяся 20 лет назад. Напомним, что весной 1996 года компания VocalTec Communications Inc совместно с компанией — разработчиком телекоммуникационных технологий  Dialogic Inc объявли о проекте – “Internet Telephone Gateway”, целью которого было создание специализированного телефонного шлюз для IP-телефонии. Этот шлюз должен был обеспечить связь традиционных телефонных каналов с интернетом. Предложенная технология позволяла абонентам обычных телефонных станций, воспользоваться преимуществами IP-телефонии, не используя при этом компьютер.

В течение 20 лет IP – телефония непрерывно совершенствовалась и сейчас используется достаточно широко, а с технической точки зрения, интернет-телефония преобразует речевые сигналы в цифровые пакеты, а затем передает их через интернет. При этом отметим, что ряд скептиков утверждают, что вытеснить полностью обычную телефонию IP – телефония сможет не так быстро, как это виделось 10-15 лет назад.

Следует отметить, что в преподавании информатики IP-телефонии не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. Ни в общеобразовательном, ни в углубленном курсе школьной информатики, к сожалению, нет соответствующей темы. Однако заметим, что существуют отдельные курсы. Так, Интернет-Университет Информационных Технологий предлагает слушателям курс «IP-телефония в компьютерных сетях», который появился еще в 2008 году [1]. Его содержание предполагает наличие неплохой базовой подготовки в области компьютерных сетей. Более того, в аннотации к курсу отмечается, что «… курс поможет более глубоко разобраться в тонкостях IP-телефонии..» и ориентирован он на специалистов. В связи с этим рекомендовать его школьникам полностью (как факультатив) или частично (интегрировать отдельные темы в курс информатики) не предоставляется возможным. Кроме того, курс не предполагает выполнения практических работ, что крайне важно в контексте деятельностной парадигмы современных образовательных стандартов.

Попытки популярно, доходчиво объяснить школьникам принципы работы IP-телефонии предпринимались неоднократно.

Так, в частности, как следует из отчета «об использовании субсидии из бюджета города Москвы федеральным государственным образовательным бюджетным учреждением высшего профессионального образования Московский технический университет связи и информатики на 2012 год» для преподавателей школ и старшеклассников был разработан курс «IP-телефония и компьютерная безопасность: теория, практика, приложения».

Анализ содержания указанного курса свидетельствует о том, что в большей степени он касается компьютерной безопасности (20 пунктов программы из 33), предполагает знакомство учащихся с таким сложными темами, как:

  • классификация угроз информационным ресурсам;
  • общая классификация угроз;
  • модель нарушителя;
  • модель угроз безопасности;
  • формальные модели безопасности;
  • современные технологии и системы защиты;
  • виды технологий и систем защиты;
  • построение системы защиты информационных ресурсов корпоративной сети в соответствии со стандартом ISO 17799
  • криптография;
  • безопасные протоколы;
  • системы защиты от несанкционированного доступа;
  • классификация удаленных атак на распределенные вычислительные системы.

Представляется, что указанные темы скорее вписываются в вузовский курс «Информационная безопасность» для студентов, обучающихся по одноименной специальности.

Вместе с тем, в курсе есть темы, которые целесообразно преподавать учащимся старших классов, изучающих углубленный курс информатики. На наш взгляд, сюда следует отнести следующие темы:

  • основные понятия и термины IP-телефонии;
  • протоколы для IP –телефонии;
  • система администрирования для IP –телефонии;
  • основные положения компьютерной телефонии;
  • аппаратные средства компьютерной телефонии;

К перечисленным выше темам считаем целесообразным добавить следующие:

  • базовые принципы построения IP-сетей;
  • адресация в IP-сетях;
  • основные принципы функционирования IP-телефонии;
  • передача речи по IP-сети: популярно о сложном.

При знакомстве учащихся старших классов с основами IP-телефонии крайне важно организовать практическую деятельность. Представляется целесообразным организовать такую деятельность в виде группового проекта, например,  по проектированию и созданию небольшого колл-центра. Кроме того, в ходе развертывания проекта важно предусмотреть реализацию нескольких проблемных ситуаций, с которыми учащиеся должны будут справиться самостоятельно, для чего уместным будет организовать мозговой штурм.

Проблемную ситуацию можно создать в рамках выбора VoIP-кодека. Как известно, набор кодеков зависит от имеющегося оборудования (IP-телефона). Так, например, для IP-телефона D-Link DPH-120S, который можно считать устаревшей моделью, их набор крайне мал (рис. 1). Однако такие, например, кодеки как G.711 и G.729, являющиеся довольно распространенными, присутствуют в списке.

Настройки предполагают возможность установки приоритета для кодеков. Однако существует возможность вообще не выбирать тот иди иной кодек (установка «non-used»). Это как раз и будет способствовать созданию проблемной ситуации. При этом следует учитывать, что основное различие кодеков в методе шифрования (сжатия), который они используют, а следовательно, в количестве данных, которое передается в сеть. Отличительной особенностью кодека G.729 является то, что он основан на алгоритме с высокой степенью сжатия. Оба кодека (G.711 и G.729) являются методами кодирования данных в телекоммуникационных сетях. При этом G.729 использует в 8 раз меньше ширину передачи данных по сравнению с G.711 при сохранении аналогичного качества голоса с помощью сложных алгоритмов кодирования, что приводит к увеличению затрат вычислительной мощности на кодирование и декодирование.

IPРисунок 1. Выбор VoIP-кодека

Аналогичным образом можно создавать проблемные ситуации в рамках установки других настроек.

Следует учитывать, что в документации к устройствам описание процесса задания исходных настроек приводится в виде алгоритма (набора жестко определенных шагов). Если действовать по инструкции в данном случае, то это приведет к формальному усвоению материала и неспособности учащихся анализировать возникающие зачастую непредвиденные отказы в работе устройств. Это обстоятельство также обосновывает необходимость создания проблемных ситуаций в процессе «развертывания» проекта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баскаков И.В. IP-телефония в компьютерных сетях: Учебное пособие / И.В. Баскаков, А.В. Пролетарский, С.А. Мельников, Р.А. Федотов — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 184 с
  2. Газейкина А. И., Кувина А. С. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России. — 2012. — №6. — С. 55-59.
  3. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909.
  4. Кузнецов С. Облака: выгоды и проблемы/ «Открытые системы», № 032011)/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2011/03/13008213/ — свободный
  5. Разработка урока на тему «Облачные технологии» (11 класс)/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://infourok.ru/razrabotka-uroka-na-temu-oblachnie-tehnologii-klass-649281.html — свободный

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Виктор Александрович и Зинаида Васильевна! Очень интересный материал. На мой взгляд, это можно рассматривать и не только как компоненты содержания углубленного курса информатики, но и можно реализовать как курс по выбору и там, где информатика изучается на базовом уровне, но есть заинтересованные в этом курсе старшеклассники

wpDiscuz