ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН

Привалов Александр Николаевич
доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Россия,  e-mail:Privalov.61@mail.ru

Гореликова Татьяна Владимировна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Россия,  e-mail: t.v.danilova@gmail.com

В условиях информатизации общества в целом и глобального охвата современными технологиями его отдельных сфер, в последние годы всё более остро встаёт вопрос обеспечения информационной безопасности как отдельной личности, так и организаций, в том числе- образовательных. Сегодня, на уровне первых лиц государств, активно обсуждается вопрос сдерживания информационной войны и кибератак. Существенно расширился и перечень угроз за последние годы.

Так, с 31 декабря 2015 года в Российской Федерации вступила в силу обновленная редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, где, в отличие от предыдущей версии от 12 мая 2009 года, был существенно расширен список угроз для Российской Федерации. В него добивались «деятельность… направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе» [2].

Современная школа является элементом единого информационного пространства страны и как элемент этого пространства попадает под действие политики государства в области информационной безопасности.

Все участники образовательного процесса должны понимать, что аппаратно-программный парк организации попадает под угрозу кибератак. Техническая сторона вопроса относится к сфере компетенций специалистов по информационной безопасности. Специалистами организуется работа локальной сети учреждения, её защита от несанкционированного доступа, вирусов и атак. Однако, тут важно сказать о непременном факторе осознания чувства ответственности и  наличие навыков взаимодействия с компьютерными системами у конечных пользователей. Даже самая совершенная система парольного доступа не защищена от «человеческого фактора»: написанного на бумажке, приклеенной к монитору, логина и пароля пользователя. Что является не только самым популярным анекдотом среди специалистов по информационной безопасности, но и повсеместной реальностью в наших школах.

Ещё одной иллюстрацией может стать отсутствие навыка безопасного поиска и скачивания информации из сети. При этом запрет доступа на скачивание программ и документов, что является распространённой практикой в коммерческих структурах, не может стать решением для образовательной организации, так как сетевое взаимодействие является важной частью образовательного процесса и не всегда может быть строго регламентировано «белыми списками».

Таким образом, остро встает вопрос о повышении компетентности всего кадрового состава образовательной организации. Отметим, что это не может быть разовой акцией, а должно встраиваться в систему постоянной работы с коллективом в рамках конкретной организации.

В обновлённом варианте Стратегии особое место отводится противодействию деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе. Целевой аудиторией подобных действий выступают, в первую очередь, подростки, в силу их возрастных особенностей. И одной из важнейших функций образовательной организации становится формирование критического мышления у учащихся по отношению к информации и информационному взаимодействию в сети.

Ученые подчеркивают, что информационные войны и реальные боевые действия, относящиеся к одной и той же кампании, могут иметь разную протяженность во времени. «Как правило, информационная война не просто охватывает период до начала боевых действий и после них – порой она может возникать и десятилетия спустя после реальных военных кампаний, как это происходит сегодня с освещением событий Второй мировой войны, когда в интересах заинтересованных сторон осуществляется ревизия ее хода и результатов, вклад союзников в победу над фашизмом и значимость этого события» [1].

Таким образом, внешкольное воздействие на умы подрастающего поколения сегодня способно привести к информационной дестабилизации. Тем важнее становится авторитет учителя, как источника информации, который вынужден противопоставлять свое изложение фактов и событий тому, как те же самые факты преподносятся в сети. Тут важно снова отметить необходимость учителя владеть современными средствами телекоммуникаций и не выпадать из общего информационного потока. Умело направлять учащихся к выбору оптимальной и достоверной точки зрения. Формировать критическое мышление.

Всё вышесказанное подчеркивает необходимость ведения комплексной работы, направлениями такой работы нам видятся:

  • повышение квалификации сотрудников образовательной организации по использованию информационных технологий;
  • обеспечение образовательных организаций технически-грамотными специалистами, одной из задач которых будет осуществление технической поддержки кадрового состава и проведение профилактических мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
  • стимулирование учителей к информационной деятельности путем мониторинга происходящих в сети и вне её событий и форм их освящения;
  • формирование критического мышления школьников по отношению к открытым источникам информации.

Мы полагаем, что только комплексный подход к обеспечению информационной безопасности образовательной организации в контексте информационных войн может стать основой реализации заложенных в стратегии основных идей и принципов национальной информационной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Соловьёв, А.В. Информационная война: понятие, содержание, перспектива. // Пространство и Время. 2010. (№2). C. 75–81.
  2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683 // 2015.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Александр Николаевич и Татьяна Владимировна! Да, это очень актуальная проблема. Полагаю, что у Вас в этом есть положительный опыт, который интересен нашим многим коллегам

С.В. Вабищевич

Спасибо авторам за очень актуальный материал! Где можно более подробно познакомится с Вашими разработками?

А.Н. Привалов

Уважаемая Светлана Васильевна !
Работа по созданию материалов для курсов ведётся в настоящее время.
Пришлите пожалуйста свои координаты, мы непременно сообщим о результатах и поделимся.

wpDiscuz