КОНСТРУКТОРЫ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИГРОВОГО ТИПА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

КОНСТРУКТОРЫ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИГРОВОГО ТИПА

Грачикова Юлия Вячеславовна
ЧОО ВО — Ассоциация
«Тульский Университет (ТИЭИ)»

Россия, e-mail: lemonic@mail.ru

Привалов Александр Николаевич
доктор технических наук, профессор
ФГОУ ВПО «Тульский государственный
педагогический университет
им. Л.Н. Толстого»

Россия, e-mail: Privalov.61@mail.ru

Применение игр в обучении стало особенно актуально с развитием информационных технологий и появлением обучающих приложений, направленных на расширение, углубление и систематизацию знаний. В частности, одной из актуальных тенденций является использование электронных образовательных ресурсов игрового типа (ЭОР ИТ), сочетающих в себе все преимущества игровой деятельности и современных возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Электронный образовательный ресурс игрового типа — учебный материал, для воспроизведения которого используются электронные устройства, а также предназначенный для создания учебных ситуаций, реализующих деятельность обучаемых в игровой форме.

Особенность ЭОР ИТ — сочетание всех преимуществ использования обучающих игр и ИКТ в образовании. Наличие мультимедийного контента предоставляет возможность задействовать в процессе восприятия информации зрение, слух, воображение. Интерактивные составляющие электронного образовательного ресурса игрового типа помогают реализовать переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, позволяя обучаемому стать активной фигурой учебной деятельности [1].

Существуют несколько подходов к разработке ЭОР ИТ, таких как использование систем создания презентаций, использование игровых конструкторов и применение языков программирования.

Для использования систем создания презентаций не нужно иметь специализированные навыки, однако нельзя с их помощью создавать сложные игры. Применение языков программирования позволяет разрабатывать продукты любой сложности, но для использования такого подхода требуются обширные знания в области алгоритмизации и программирования.

Оптимальным вариантом является использование визуальных сред программирования, так называемых «игровых конструкторов». Для создания игр в данном программном обеспечении достаточно лишь конструировать их, используя визуальную систему программирования.

Важным преимуществом игровых конструкторов является то, что их можно применять, не имея большого опыта в программировании. Благодаря им можно создавать очень интересные и сложные проекты, поэтому конструкторы популярны как в рядах начинающих пользователей, так и в рядах профессиональных разработчиков игр [3].

Для использования конструкторов игр не требуются высококвалифицированные специалисты, что значительно удешевляет создание компьютерных проектов, а также сокращает время их разработки. Текст программного продукта на языке программирования автоматически создается конструктором игр, который при необходимости можно просмотреть или отредактировать [2]. Кроме того, созданные с использованием конструкторов проекты можно экспортировать на любую современную платформу, поэтому такие электронные образовательные ресурсы игрового типа могут создаваться в образовательных организациях с учетом их встраивания в учебный процесс.

Рассмотрим возможности современных 2D конструкторов игр.

  1. Stencyl

Stencyl — это игровой конструктор, позволяющий пользователю создавать 2D проекты для компьютеров, мобильных устройств и web. Программное обеспечение предоставляется бесплатно, но для публикации приложений необходимо заплатить. Существует возможность импортировать звуки и музыкальные файлы, такие как mp3 и OGG и изменять игровые параметры, а именно элементы управления плеером и разрешения игры. Stencyl поддерживает созданные пользователем расширения для добавления новых функций к программному обеспечению. Данный конструктор игр позволяет экспортировать приложения на следующие платформы: iOS, Android, Windows, Mac OS, Linux, Flash, HTML5.

  1. Adventure Game Studio.

В конструкторе имеются такие распространенные мультимедийные форматы, как MP3, WAV, MIDI, OGG, AVI и другие. Приложение обеспечивает возможность запуска проекта как в оконном, так и в полноэкранном режиме, а также в нем поддерживаются разные эффекты со скроллингом комнат и звуком.  Помимо этого, поддерживается запуск игры без программы и использование различных плагинов, шаблонов и модулей. Adventure Game Studio позволяет экспортировать приложения на следующие платформы: Linux, Windows, Mac OS. К достоинствам конструктора также можно отнести бесплатность и простоту в освоении, а к недостаткам – слабые технические особенности и устаревший код.

  1. Construct Classic.

Описание игрового мира в Construct Classic состоит из множества объектов, работа с которыми идет в режиме «что видишь, то и получишь». В нем имеется система действий и событий, а при помощи поведений и событий можно разрабатывать игры, не зная ни одного языка программирования. Construct Classic предоставляет возможность использования большого количества спецэффектов. Конструктор поддерживает платформы семейства Windows, но является платным программным продуктом. К достоинствам можно отнести различные широкие возможности и простоту освоения программы, а к недостаткам — проблемы с совместимостью из-за привязки к DirectX9.

  1. Game Editor.

Конструирование проекта в Game Editor представляет собой комбинацию акторов, под которыми понимают наборы объектов игры.  В редакторе можно задавать их поведение с помощью описания реакций на те или иные события. Для написания реакций на события используется Extensible Interactive C. Встроенные наборы анимированных графических объектов отвечают за то, как выглядят акторы. В конструкторе есть возможность экспортирования графических файлов в таких форматах, как TIF, PNG, GIF, BMP, JPEG и поддержка следующих платформ: Linux, iOS, Mac OS X, Windows. К достоинствам можно отнести кроссплатформенность, бесплатность, удобность и мощность, а к недостаткам — редкое обновление версии конструктора.

Представленные программные продукты относятся к 2D конструкторам, позволяющим создавать компьютерные программы высокой сложности, использование которых значительно упрощает разработку электронных образовательных ресурсов игрового типа и способствуют внедрению качественных образовательных материалов в учебный процесс, учитывая потребности современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Грачикова Ю.В. Принципы формирования познавательного интереса с использование электронных образовательных ресурсов игрового типа // Современные наукоемкие технологии, 2015.— №12.— С. 484-487.
  2. Карпенко, О. М., Лукьянова А. В., Абрамова А. В., Басов В. А. Геймификация в электронном обучении // Дистанционное и виртуальное обучение, 2015.— № 4.— С. 28–43.
  3. Привалов, А.Н., Липатова Ю.В. Современный подходы к разработке электронных образовательных ресурсов игрового типа в обучении математике/ Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике», 23-24 апреля 2015 г., Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2015. — С. 162-165.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Юлия Вячеславовна и Александр Николаевич! Конечно, нам нужно думать как организовать образовательный процесс, чтобы мотивация школьников повышалась. Да, это и использование ЭОР, в частности игрового типа. Безусловно, Ваш материал представляет особый интерес для многих наших коллег

С.В. Вабищевич

Уважаемые авторы, насколько долго сохраняется у учащихся интерес к такой работе, как оценивается качество созданной игровой программы?

wpDiscuz