ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бакуняев Виктор Владимирович
МБОУ гимназия №4
Россия, e-mail: virtul-day@yandex.ru

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения ООП ООО, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Одним из направлений оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. А основным объектом оценки по этому направлению выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

При оценке достижения данных результатов Стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия.

Наряду с этим результат итогового контроля знаний должен быть предсказуемым и являться разумным продолжением текущей оценки знаний обучающихся. Очевидно, что без надёжной текущей оценки знаний невозможно грамотное обоснованное управление процессом обучения на любом этапе. Метод тестирования является одной из форм  контроля, который,  позволяет сделать процесс  контроля  более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий. А в связи с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестирование, как одна из форм контроля, приобретает особую значимость.

 В различных источниках приводится масса достоинств тестового контроля, но мне хотелось бы отметить именно те, которые, на мой взгляд, наиболее значимые и актуальные при работе на ступени основного общего образования:

  • Тестирование — это более объёмный и гибкий инструмент по сравнению с другими формами контроля, поскольку позволяет охватить больший объём содержания и установить уровень знаний обучающегося как по предмету в целом, так и по отдельным его разделам на усмотрение педагога.
  • Использование тестового контроля повышает скорость проверки качества усвоения знаний за счёт охвата большего числа обучающихся, что в свою очередь предоставляет возможность более рационально использовать время учебного занятия.
  • Тестирование является более справедливым и мягким методом контроля — оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, что, как следствие, оказывает большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность обучающегося и приводит к снижению нервных напряжений тестируемых;
  • Тест — это более точный инструмент контроля, градация шкалы оценивания которого напрямую зависит от количества тестовых заданий, в то время, как обычная шкала оценки знаний состоит только из четырёх делений.
  • От традиционных оценок контроля знаний обучающихся, тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение учителя, а на объективные эмпирические критерии, что так же способствует улучшению психологической атмосферы образовательного процесса — педагог перестаёт быть источником отрицательных эмоций при оценивании.
  • Тестовые испытания предоставляют возможность математико-статистической обработки результатов, что обеспечивает скорое получение результатов контроля, а следовательно в случае необходимости своевременное установление связи с испытуемым(и) и обсуждение результатов.
  • Регулярное использование грамотно оформленных тестов на учебных занятиях, повышает интерес к предмету и познавательную активность обучающихся, развивает добросовестность и аккуратность, дисциплинирует школьников, приучая их постоянно готовиться к систематическому тестовому контролю.

Несомненно, главным действующим лицом в процессе обучения является ученик, следовательно, все происходящее на учебных занятиях, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого обучающегося, должно быть для него личностно важным. Оценка должна восприниматься обучающимся не как что-то, нужное лишь преподавателю, а как этап, на котором он может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Процесс оценки достижений обязан не только осуществлять контроль, но и по возможности всесторонне развивать личность обучающихся.

Ни для кого не секрет, что групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества друг с другом. Необходимо отметить, что при групповой форме обучения дети развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.

Хочется так же отметить преимущества использования на занятиях игровых форм обучения. Эти преимущества состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем обучающиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: “Поиграть на уроке”.

Следуя из вышесказанного, я предлагаю в сам процесс тестирования обучающихся основного общего образования, как наиболее актуальную на сегодняшний день форму оценки планируемых достижений, добавить игровой момент, работу в команде и подогреть это действо духом соревнования. Мне кажется, что на выходе однозначно получим настолько горючую смесь, пары которой, будут с немыслимой силой ударять в головы школьников, стимулируя участников такого тестирования к активной познавательной деятельности. Результатом тестирования станет желание испытуемых не банально запомнить ответы на все вопросы, а, при грамотном составлении тестовых заданий, самостоятельно разобраться с вызывающими затруднения, моментами состязания. Участники данного мероприятия на подсознательном уровне будут мотивированы отыскать пробелы, так называемые узкие места, в своих знаниях по предмету (предметам) и скорейшем их устранении. Ведь следующее раунд соревнования не за горами…

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аванесов, В.С. «Эффективность педагогических тестов и тестовых заданий» http://www.testolog.narod.ru/
  2. Курушина Т.А. «Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний). 5-9 классы.» 2009.
  3. Ляшко Н.Н. «Преимущества групповой работы на уроках гуманитарного цикла.» http://so.orley-kost.kz/
  4. Макарова Е.Б. «Игровые формы обучения» http://festival.1september.ru/
  5. Сеногноева Н. А. «Технология конструирования тестов учебной деятельности как средства оценивания результатов обучения.» – Киров, 2006.
  6. Фирсов А. «Инновационные методы контроля знаний» http://kylxiri.ucoz.ru/
  7. Шишкина Л.В. «Мониторинг качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов» http://nsportal.ru/

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Виктор Владимирович! Совершенно с Вами согласна, что тестирование в условиях реализации требований ФГОС ОО становится одной из важнейших форм контроля учебных достижений. При этом, конечно, это важно реализовывать с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей обучающихся, например, в основной школе с применением игровых моментов.

wpDiscuz