УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Куприенко Олег Валерьевич
ФГБОУ ВО «Донской государственный
технический университет»
Россия, e-mail: Kwon_ok@ukr.net
Научный руководитель:
к.пед.н., О.А. Захарова
В настоящие время компьютерные и сетевые технологии приобретают все большее значение в сфере обучения. Традиционное обучение дополняется различными формами электронного обучения. В этом случае можно говорить о реализации смешанного обучения (blanded learning), которое в настоящее время характерно для многих высших учебных заведений. При смешанном обучении используют традиционные технологии и технологии дистанционного обучения (ДО). В Донском государственном техническом университете (ДГТУ) такое обучение осуществляется на базе портала электронного обучения «СКИФ», созданного на основе открытой инструментальной среды Moodle. Система «СКИФ» включает различные функциональные и информационные модули для обеспечения поддержки учебного процесса: библиотеку электронных ресурсов, модуль ДО, модуль мониторинга качества учебного процесса и другие модули, выполненные в виде сайтов со сходным унифицированным интерфейсом и компьютерным дизайном [1].
По мере расширения арсенала используемых технических средств (электронные средства обработки и передачи информации, компьютерные мультимедийные системы, интерактивные компьютерные программы), внедряемых в обучение, повышается роль электронного обучения.
В информационно-образовательной среде активную роль играют коммуникации. Коммуникация (лат. “делаю общим”, “связываю”) – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно – трудовой деятельности. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода, ее осознание и понимание. Кроме того, в процессе контакта осуществляется взаимовлияние, сопереживание. Общение может быть направлено на выполнение социально значимой задачи, на дело и на удовлетворение личностных потребностей [5].
Спектр употребления данного термина очень широк: «коммуникация как педагогическая компонента», «коммуникации в любом образовательном процессе», «анализ составных аспектов коммуникативной деятельности», «коммуникативные практики» [3]. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на педагогической коммуникации. Педагогическая коммуникация – это организация педагогического процесса как общения, взаимосвязи, сотрудничества на основе приема, переработки и передачи информации, личностных смыслов и ценностных отношений [5]. Одной из форм педагогической коммуникации между обучающимися и преподавателями является методическое сопровождение учебного процесса. Для методического сопровождения обучения в ДГТУ разработан проект «УМКД-ДГТУ» [4], целью создания которого является реализация универсальной методологии регистрации материалов в подразделениях вуза, автоматизация регламента передачи, согласования и хранения учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), обеспечение полноты, достоверности и оперативности информационной связи между учебно-методическим управлением (УМУ) и кафедрами вуза.
Данная система выполняет следующие функции:
- формирование кафедрами ДГТУ УМКД.
- отправка заявок на регистрацию УМКД в УМУ;
- регистрация УМКД учебно-методическим управлением;
- контроль актуальности УМКД для дисциплин кафедр;
- коммуникации между сотрудниками УМУ и кафедрами;
- генерация отчетов;
Документом, устанавливающий порядок разработки, требований к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения учебно-методических комплексов (дисциплин, модулей, практик) образовательных программ высшего профессионального образования, разработанных в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по определенным уровням направлений подготовки является стандарт СТО ДГТУ 1.1.02-2013 [2].
В информационной системе (ИС) «УМКД-ДГТУ» осуществляется информационный обмен между подсистемами через единое информационное пространство посредством использования стандартизированных протоколов и форматов обмена данными. Все компоненты ИС функционируют в пределах единого логического пространства, обеспеченного интегрированными средствами серверов данных и серверов приложений.
Данный проект обладает способностью иметь длительный жизненный цикл. ИС построена с использованием стандартизированных и эффективно сопровождаемых решений на базе фреймворка, написанного на языке программирования Ruby, Ruby on Rails, что позволяет допускать наращивание функциональных возможностей и модернизацию технического, программного и методического обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
- Захарова О.А. Дистанционные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании: монография / О.А. Захарова, Т.Г. Везиров, М.В. Ядровская. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015- 134 с.
- Стандарт СТО ДГТУ 1.1.02-2013.
- Статья УДК 378 Инновационное образование: методология и практика. О.В. Санфирова. Педагогическая коммуникация как непременное условие трансляции современного знания (на примере образовательных технологий специальности «Социально-культурный сервис и туризм»).
- Портал электронного обучения ДГТУ «СКИФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://skif.donstu.ru/, свободный.
- Троянская Светлана Леонидовна Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика. Учебное пособие. Ижевск: УдГУ, 2011 – 148с.
Уважаемый Олег Валерьевич! Согласна с Вами, что надо активней использовать возможности современных средств информационных технологий в образовательных организациях
Уважаемый Олег Валерьевич, спасибо за то, что поделились опытом. Скажите, пожалуйста, знаете ли Вы какие ресурсы (кадровые, в основном) были задействованы при разработке СКИФ?