ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Магомедова Написат Магомеднуровна
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный
педагогический университет»

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала
e-mail: tnapisat.92@mail.ru

Научный руководитель:
д.пед.н., проф. М.А.Сурхаев

Характерной приметой нашего времени является бурное развитие науки и техники. Не найдется такая отрасль науки и производства, где не внедрялся бы компьютер в сферу деятельности, а использование персонального компьютера неоспоримо повышает качество обучения и воспитания. В обучении всегда необходима наглядность, потому что живое созерцание (зрение, слух) является началом познания.

Человек познает окружающий мир посредством органов чувств. Примерно около 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Применение наглядных пособий с помощью средств статической  проекции делает обучение более доступным, повышает интерес и усиливает внимание учащегося. Наглядность помогает прочно усваивать знания, способствует не только лучшему усвоению теоретических знаний, но и пониманию связи научных знаний с жизнью и практикой.

В процессе обучения английскому языку используются различные виды наглядности и, соответственно, различные наглядные пособия. Важное место занимает изобразительная наглядность, которая имеет целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины). Преподаватель на уроке очень часто использует такого рода пособия. Их преимущество в том, что они могут заменить реальный предмет определенными изображениями, ведь  порой бывает очень сложно показать на занятии реальный предмет или невозможно (например, крупных животных, исторические эпизоды и т.д.).

К изобразительным средствам наглядности относят и технические средства – учебные видеофильмы, аудиозаписи, радио и телепередачи. Эти наглядные средства называют аудиовизуальными, позволяющие использовать в учебном процессе звук и изображение.

Наглядные пособия используются на всех этапах процесса обучение: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

При изучении тем курса, когда наглядных пособий становится недостаточно, на помощь приходят фильмы. Активное внедрение в учебный процесс видеоаппаратуры с видеофильмами на английском языке, открывает широкие возможности для интенсификации учебного процесса и повышения его эффективности.  Фильмы занимают некоторые части словесного изложения материала ярким образным эпизодом, воздействующим не только на разум, но и на чувства. Ни все может быть усвоено при помощи наглядности. Она не заменяет мысль, а лишь облегчает ее восприятие и усвоение. Каким бы ярким ни был зрительный образ, он может произвести на человека лишь общее впечатление. Познавательное же значение его будет ничтожно, если восприятие не сопровождается словом.

Роль учебного кино для успешного изучения английского языка очень велика. Одним из свойств видеофильма является высокая степень точности и отражения реальной действительности, способность создавать у учащихся образы, явлениям, предметам, событиям реального мира.  Необходимо, чтобы внимание учащихся было направлено на формирование личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели можно добиться, во – первых, при систематическом показе видеофильмов, во – вторых, при методически организованной их демонстрации.

Переход от ощущений и восприятий к мышлению – процесс сложный и противоречивый. Поэтому преподавателю необходимо учитывать, что между зрительным образом и словом должны быть установлены соответствующие ассоциативные связи. Слово зрителя облегчает, упорядочивает, направляет восприятие наглядного изображения, обогащает и уточняет его образ в сознании учащегося. Вот почему показ наглядных пособий должен идти в сочетании со словом. Наглядность помогает учащимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме всего, наглядность мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям английским языком, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, облегчает весь процесс изучения английского  языка.

Нужно всегда помнить, что наглядные пособия и технические средства, повышающие качество и эффективность обучения. На каждом занятии должны быть такие пособия, которые наилучшим образом вели бы к достижению поставленной цели.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белова Л.В., Рахманкулова Л.К. Некоторые приемы работы с картинками на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Горбунькова Т.Ф., Грачева Н.П. Кабинет иностранного языка в школе. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Кузнецов В.М. Учебное телевидение  и создание благоприятных условий психолого-педагогических протеканий процесса учения. Л.: 1984.
  4. Ляховицкий  М.В. Применение звукозаписи в обучении ин. языкам. Учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1993.
  5. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2007.95 c.
  6. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2007, № 2. С. 14 – 19.
  7. Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении – М.: Знание, 2010. –80 c.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Написат Магомеднуровна! Согласна с Вами, что надо активней использовать аудиовизуальные средства в образовательном процессе. Полагаю, что речь идет о современных средствах информационных технологий, которые сейчас в полной мере реализуют функционал имеющихся аудиовизуальных средств (как их раньше называли)

wpDiscuz