АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА ПРИМЕРЕ РЕУТОВСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РОДНИЧОК»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА ПРИМЕРЕ РЕУТОВСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РОДНИЧОК»

Дубровина Людмила Юрьевна
ГКУСО МО «Реутовский РЦДП «Родничок»
Россия, г.Реутов, e-mail: axs_dub@mail.ru

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни нашего общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Уже сейчас трудно подобрать десяток специальностей, где бы не использовался компьютер. В современном мире информационно-коммуникационные технологии становятся важнейшим фактором, определяющим развитие общества.

Поэтому владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым качеством каждого человека, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы компьютер все чаще применяется в области специального образования как наиболее адаптивное и легко индивидуализируемое средство обучения. Грамотное применение разнообразных компьютерных технологий способствует эффективной коррекции нарушений и создает особую «терапевтическую» среду, стимулирующую развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Реутовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родничок» всегда понимал значимость информационным технологиям и с 1997 года был основан компьютерный класс. В котором вот уже 19 лет проходят компьютерные занятия по курсу «Информационная культура для детей с ограниченными возможностями».

Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу может быть весьма многогранным и обширным. Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов. Компьютер становится развивающим средством самостоятельной деятельности ребенка.

В рамках школьной общеобразовательной программы часто используются игры, обучающие математике, русскому языку, анатомии, географии и т.д. Сделать нудный и скучный школьный предмет живым и интересным, дать возможность ребенку путешествовать в пространстве и времени, попадать в волшебные страны чисел и букв, обращаться с героями и самому участвовать в развитии сюжета любимых или непрочитанных  книг, возможность самому «собрать» из клеток, тканей и органов человека и животных – все это становится возможным благодаря современной компьютерной технологии. Участвуя в занимательной компьютерной игре, ребенок начинает незаметно для себя учится, и получает знания даже большие, чем на школьном уроке. И делается это не в принудительном порядке, а потому, что это интересно. Таким образом, решается проблема реабилитации педагогически запущенных детей, детей со сниженной мотивацией и с трудностями в обучении [1, с. 282].

Компьютерные игры позволяют не только развивать ребенка, обучить его, но и эффективно снимают раздражительность, состояние повышенной нервности, дают прекрасную эмоциональную разрядку.

При проведении компьютерных занятий в реабилитационном центре «Родничок» применяется индивидуальная (реже групповая) форма обучения. Подбор коррекционно-обучающих компьютерных программ осуществляется в соответствии с темами, рекомендованными психологами, учителями-дефектологами, логопедами и другими специалистами центра. Рекомендации отмечаются в диагностических картах, которые ведутся на каждого ребенка персонально. Так же специалисты дают рекомендации о продолжительности  компьютерных занятия, как правило, это составляет  15-20 минут два раза в неделю.

Для удобства проведения компьютерных занятий с помощью обучающих и развивающих программ, в центре был разработан специальный каталог компьютерных игр. Каталог содержит перечень  игр применяемых на занятиях, которые подобраны по возрасту и по темам. С помощью этого каталога с легкостью можно подобрать игру персонально для каждого ребенка с ограниченными возможностями и дать необходимую консультацию для их родителей.

Взаимосвязь с родителями

Наш центр уделяет большое внимание и развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями, в том числе и с помощью информационных технологий. Развитие творческих способностей по «информационной культуре» проходят не только с помощью обучающих и развивающих компьютерных игр, но и с помощью графического  редактора Paint. Об этом хотелось рассказать подробнее,  так как  именно эти занятия приносят моим воспитанникам наибольшую удовлетворенность своей деятельностью, самовыражение, активизируют их жизненную позицию.

Обучая детей компьютерной грамотности, я столкнулась с определенными трудностями, которые связаны с отсутствием методик и программ по использованию компьютерных технологий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью в вопросах их использования для таких детей, а также функциональные ограничения моих подопечных. Эти трудности имеют место и сейчас.

Поэтому для успешной работы мне пришлось разработать программу по  «Обучению детей и подростков с ограниченными возможностями графическому редактору Paint».  Мне пришлось:

  • создать подборку готовых программ, дидактических материалов;
  • создать собственные программы и дидактические материалы;
  • наладить дружеские контакты с родителями моих воспитанников, чтобы они активно принимали участие в поддержке творческих начинаний своих детей.

Изучение графического редактора

Занятия с графическим редактором стали одними из наиболее интересных для моих воспитанников.  Индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересованность его в своем творчестве, желание поделиться своим творчеством с другими, подвигло меня отправить работы  моих учеников на различные конкурсы. Первые победы, дипломы участников, призы, показали, что творчество ребят не только интересно их педагогу, родителям, но и оно по  достоинству оценено другими людьми. Дети увидели, что их воспринимают, оценивают, награждают за их успехи. Все это повышает их самооценку, интерес к жизни, я надеюсь, что в дальнейшем это будет  способствовать их социализации, стремясь использовать полученные знания. Сейчас мои воспитанники с удовольствием занимаются созданием рисунков в графическом редакторе, ждут участия в различных конкурсах, фестивалях, выставках.

Победители Всероссийского конкурса Зимнее вдожновение

Реутовский реабилитационный центр «Родничок» всегда ищет новые методики обучения, чтобы еще раз доказать, что наши возможности безграничны!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лильина Е.Т. Современные технологии реабилитации в педиатрии. – М.: Издательство «ОДИ», 2005. – 559 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
А.В. Горячев

Людмила Юрьевна, очень приятно читать, что Вы ищете новые методики обучения. Не рассматривали ли Вы как вариант, который можно предложить вашим ученикам, компьютерные программы с элементами конструирования из готовых элементов? Например, конструктор мультфильмов, конструктор игр, конструктор комиксов. Обычно учителя начальных классов с интересом смотрят, как на их глазах за 5 минут появляется мультфильм или игра.
Если Вам это интересно, то я с удовольствием помогу обеспечить Вас всем необходимым.

Т.Б. Захарова

Уважаемая Людмила Юрьевна! Безусловно, очень важная проблема, которую Вы поднимаете. Видно, что у Вас очень интересный опыт, который интересен нашим коллегам

wpDiscuz