ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Курбанов Тагир Курбанович
ФГБОУ ВПО “Дагестанского государственного
педагогического университета”

Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала
e-mail: Tagir1117@mail.ru

Научный руководитель:
д.пед.н., проф. М.А.Сурхаев

Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме информатизации высшего профессионального образования позволяет утверждать, что развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к неизбежности активного их применения в образовательном процессе вузов. Информационно-образовательная среда, в которую помещён каждый современный студент, создаёт все условия для активного использования ИКТ в учебном процессе, повышая при этом эффективность самостоятельной работы обучающихся. При этом происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность студента по приобретению, в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемой дисциплине, но ещё ИКТ-компетенций – таких как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способов инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе [1].

Информационно-образовательная среда – это проектируемая педагогическая система опосредованного инфокоммуникационного взаимодействия субъектов и объектов образовательного процесса, отражающая процесс обучения от цели до результата, обеспечивающая интеграцию информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. При этом мы согласны с учёными, что информационно-образовательная среда, в частности вуза, обеспечивает формирование профессиональных компетенций студентов при условии наполнения среды предметным мультимедийным содержанием – электронным контентом. Преподаватель осуществляет взаимодействие со студентами посредством различных электронных образовательных ресурсов, предоставляемых информационно-образовательной средой вуза.

При кредитной технологии обучения, по которой обучаются студенты, особенно важно, что применение электронных образовательных ресурсов оказывает активное влияние на развитие культуры самостоятельной учебной деятельности студентов, позволяет научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни. Будущему учителю информатики необходимо умение быстро адаптироваться к изменению содержания школьного курса информатики, так как изучаемые технологии развиваются быстрыми темпами. И, конечно же, вуз играет первоочередную роль в формировании профессиональной компетентности будущих учителей информатики.

При подготовке будущих учителей информатики мы используем некоторые виды активных методов проведения лекционных занятий. Например, лекция-визуализация. Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием развития информационных технологий представления визуальной информации.

Для подготовки такой лекции преподавателю необходимо сделать обоснованный выбор программного инструментария для представления в визуальной форме студентам. К этой работе привлекаются зачастую и сами студенты, у которых в связи с этим расширяются имеющиеся умения, развивается высокий уровень активности, воспитывается личностное отношение к содержанию лекции.

В ходе лекции нами, преподавателями, даётся комментирование подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающее тему лекции. Представленная таким образом информация обеспечивает систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрируются разные способы наглядности, что является важным в их будущей педагогической деятельности.

Лекцию-визуализацию можно подготовить с помощью различных программных средств – от редакторов презентаций до Flash-технологий, каждое из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к наглядной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

Наиболее эффективной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс, на наш взгляд, является лекция-беседа. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учётом особенностей студентов. Групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления будущих учителей.

Сейчас, когда информационно-образовательная среда позволяет разместить все учебно-методические материалы на портале, нет смысла проводить лекционные занятия традиционным способом под запись конспектов. Для студентов указывается тематика каждой лекции, поэтому они по нашей рекомендации знакомятся с содержанием очередной лекции, а на занятии мы только беседуем по данной теме. Участие студентов в лекции-беседе можно привлечь различными приёмами, так, например, озадачивание вопросами в начале лекции и по её ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера для выяснения мнений и уровня осведомлённости студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если мы замечаем, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос адресуется лично тому студенту, или спрашивается его мнение по обсуждаемой теме. Для экономии времени вопросы формулируются так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учётом разногласий или единодушия в ответах мы строим свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала.

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей направлено на реализацию как традиционных дидактических принципов, так и инновационных педагогических технологий, форм и методов обучения, основанных на работе в информационно-образовательной среде. Несмотря на разнообразие технических средств и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения в вузе зависит, прежде всего, от совершенства содержания учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса, т.е. от научно обоснованного инфокоммуникационного взаимодействия преподавателя и студента.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Симонова И.Н. возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов. // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 58-60.
  2. Васильев В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та. 2012 год.
  3. Кузнецов А.А., Сурхаев М.А. Совершенствование методической системы подготовки учителя информатики в условиях формирования новой образовательной среды: Учебное пособие. -Москва, 2012.
  4. Рудник С. Ю. Формирование профессиональных компетенций специалистов сервиса средствами комплементарного образования. 2-е изд. Москва: ФЛИНТА, 2013.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Тагир Курбанович! Безусловно, проблема подготовки современного учителя информатики очень актуальна. Изменения в деятельности учителя информатики настолько динамичны… Конечно, надо предлагать новые методы и средства.

М.Г. Победоносцева

Добрый день, Тагир Курбанович. скажите, пожалуйста, испоользуете ли Вы еще какие-то интересные организационные формы, и есть ли при этом место в учебном процессе традиционным формам, методам и пр.?

wpDiscuz