ОБ ИТОГАХ ПИЛОТНОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЛЬТРАЦИИ КОНТЕНТА «ЭТИКУМ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОБ ИТОГАХ ПИЛОТНОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЛЬТРАЦИИ КОНТЕНТА «ЭТИКУМ»

Шевцова Людмила Алексеевна
кандидат педагогических наук

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт
развития образования»

Россия, г.Н.Новгород, e-mail: kitdo.niro@gmail.com

Супруненко Александр Владимирович
Нижегородский государственный
технический университет им. Р.Е. Алексеева

Россия, г.Н.Новгород
e-mail: suprunenco@gmail.com

В качестве необходимого условия реализации образовательной программы ФГОС предполагает владение педагогом современными ИКТ, умение организовывать педагогическую деятельность в информационной среде (ИС), проводить групповую (в том числе межшкольную) деятельность в сети Интернет [1].

Использование Интернета в школе и дома расширяет информационно-образовательное пространство обучающего, позволяет повысить эффективность обучения, дает возможность самостоятельно обучаться [2]. Особенное внимание необходимо уделять вопросам создания безопасной образовательной среды и, в первую очередь, организации безопасного доступа обучающихся к сети Интернет. Согласно требованиям ФЗ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в каждой образовательной организации имеются различные системы контент-фильтрации, которые позволяют настраивать и блокировать доступ к запрещенной информации.

Отметим, что в течение учебного дня, например, в кабинете информатики, проходят занятия с использованием Интернет, на которых присутствуют как учащиеся разного возраста, так и проводятся различные методические семинары для самих педагогов. Совершенно очевидно, что возникает необходимость быстрой настройки – изменения контент-фильтрации с учетом принадлежности к тематической группе, возрастного ограничения самых разных участников образовательного процесса.

Нижегородскими специалистами ООО «Сетевые экспертные системы» была разработана Система фильтрации контента «Этикум», отмеченная дипломом 2 степени на Нижегородском конкурсе «Патент года-2012». Ключевой и инновационной особенностью работы Системы является:

  • использование социальной сети экспертов для формирования базы данных об Интернет-ресурсах;
  • возможность дистанционной централизованной настройки фильтра для каждого компьютера.

В период с января по апрель 2015г. была проведена пилотная апробация Системы на базе трёх образовательных учреждений Нижнего Новгорода. Целью проведения тестовой апробации являлось определение соответствия характеристик Системы потребностям образовательных учреждений в обеспечении Интернет-безопасности. Система фильтрации контента была установлена на 150 компьютерах.

Были получены следующие результаты:

  1. проведено обучение администраторов и учителей информатики по установке, настройке и изменению профилей фильтрации;
  2. для каждого образовательного учреждения были созданы настройки уровней фильтрации в соответствии с инфраструктурными особенностями образовательных учреждений;
  3. выведены аналитические отчёты об использовании системы в образовательных учреждениях;
  4. проведено анкетирование пользователей системы.

В ходе тестовой апробации были выявлены существенные преимущества Системы, которые отметили участники апробации.

Технические преимущества:

  1. фильтрация доступа происходит по возрастной и тематической меткам, позволяя ограничивать доступ к содержимому, имеющему возрастную оценку выше, чем указана в профиле фильтрации, и к ресурсам, относящимся к определённым категориям (не совместимым с задачами образования);
  2. фильтрация доступа осуществляется независимо для каждой страницы сайта, делая возможным посещение определённых страниц на таких ресурсах, как Wikipedia и YouTube;
  3. при получении сообщения о блокировке доступа существует возможность отправить своё «несогласие» с блокировкой;
  4. при добавлении или обновлении информации о странице в облачной базе данных отсутствует необходимость обновлять или переустанавливать фильтрующее приложение — информация всегда остаётся актуальной.

Организационные преимущества:

  1. настройка профилей фильтрации на всех компьютерах в образовательном учреждении, на которых установлено фильтрующее приложение, может осуществляться с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет (при этом компьютер, для которого осуществляется смена профиля, может быть выключен);
  2. компьютеры могут объединяться в группы, для которых можно быстро задать или изменить профиль фильтрации.
  3. смена профилей фильтрации в группе может осуществляться по расписанию автоматически.

База данных ресурсов Системы находится в стадии активного наполнения. В настоящий момент в базе содержится информация более чем о 10 000 ресурсов. Приложение доступно в виде расширения браузера Chrome (Opera 15+, Яндекс.Браузер, Амиго и другие браузеры на основе Chromium) и существует в двух версиях: пользовательская и экспертная.

В дальнейшем, при распространении продукта в виде приложения, устанавливающегося в операционную систему, планируется создание автоматизированного установочного пакета, позволяющего установить программу без специальных навыков, а также версии для мобильных устройств.

Практическая значимость Системы подтверждается результатами анкетирования, проведенного среди педагогов школ Нижнего Новгорода. Так, например, на вопросы о необходимости ограничения доступа обучающихся в Интернет с учетом их возраста, а также наличия возможности изменения режима фильтрации в зависимости от социального статуса пользователя (ученик или учитель) ответили положительно 92% респондентов.

Вместе с тем итоги опросов родителей показали, что 50% респондентов не знакомы с содержанием (или слышали, но не имеют представления о сути) федерального закона №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и только 49% используют средства контент-фильтрации на домашних устройствах, имеющих выход в Интернет. Все эти тревожные данные говорят о необходимости проведения системной работы в образовательных организациях по обеспечению безопасной образовательной среды.

С целью систематизации работы и распространения успешного опыта по созданию безопасной информационной образовательной среды в образовательных организациях с 1 февраля по 15 апреля 2016 года ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» совместно с Макрорегиональным филиалом «Волга» ПАО «Ростелеком» при поддержке Министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области, проводит конкурс «Безопасная информационная образовательная среда». Итоги конкурса планируется подвести на Международном IT-Форуме (Нижегородская ярмарка) в апреле 2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» // URL: http: //www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/.
  2. 2. Шевцова Л.А. Интернет как среда сотрудничества детей и взрослых: задачи, подходы, перспективы.  / Л.А.Шевцова // Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике: сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. –Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2015. – С. 118-123.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
М.Г. Победоносцева

Уважаемые коллеги, согласна с Вами, что вопросы обеспечения информационной безопасности не просто актуальны, но стратегически необходимы. С удовольствием буду следить за продвижением проекта. Скажите, пожалуйста, помимо положительных результатов, были ли какие-то объективные затруднения с установкой или наполнением системы?

А.В. Супруненко

Для проведения апробации система устанавливалась силами разработчиков. После первоначальной настройки профили фильтрации менялись либо сотрудниками школы, либо разработчиками дистанционно по запросу.
Наполнение системы происходит по мере её использования: чем больше пользователей у системы — тем быстрее наполняется база ресурсов. Первые несколько дней использования системы в школах наполнение базы ресурсов происходило очень активно: в систему добавлялись сайты, которые посещают школьники и учителя.

Т.Б. Захарова

Уважаемые Людмила Алексеевна и Александр Владимирович! Сегодня эта проблема актуальна практически для всех общеобразовательных организаций. Скажите, эта система фильтрации платная?

А.В. Супруненко

Да, Татьяна Борисовна, система платная. Стоимость системы для одной образовательной организации составляет 5 000 руб./год без ограничения по количеству компьютеров.

wpDiscuz