ОБ ИТОГАХ ПИЛОТНОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЛЬТРАЦИИ КОНТЕНТА «ЭТИКУМ»

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ОБ ИТОГАХ ПИЛОТНОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЛЬТРАЦИИ КОНТЕНТА «ЭТИКУМ»

Шевцова Людмила Алексеевна
кандидат педагогических наук

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт
развития образования»

Россия, г.Н.Новгород, e-mail: kitdo.niro@gmail.com

Супруненко Александр Владимирович
Нижегородский государственный
технический университет им. Р.Е. Алексеева

Россия, г.Н.Новгород
e-mail: suprunenco@gmail.com

В качестве необходимого условия реализации образовательной программы ФГОС предполагает владение педагогом современными ИКТ, умение организовывать педагогическую деятельность в информационной среде (ИС), проводить групповую (в том числе межшкольную) деятельность в сети Интернет [1].

Использование Интернета в школе и дома расширяет информационно-образовательное пространство обучающего, позволяет повысить эффективность обучения, дает возможность самостоятельно обучаться [2]. Особенное внимание необходимо уделять вопросам создания безопасной образовательной среды и, в первую очередь, организации безопасного доступа обучающихся к сети Интернет. Согласно требованиям ФЗ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в каждой образовательной организации имеются различные системы контент-фильтрации, которые позволяют настраивать и блокировать доступ к запрещенной информации.

Отметим, что в течение учебного дня, например, в кабинете информатики, проходят занятия с использованием Интернет, на которых присутствуют как учащиеся разного возраста, так и проводятся различные методические семинары для самих педагогов. Совершенно очевидно, что возникает необходимость быстрой настройки – изменения контент-фильтрации с учетом принадлежности к тематической группе, возрастного ограничения самых разных участников образовательного процесса.

Нижегородскими специалистами ООО «Сетевые экспертные системы» была разработана Система фильтрации контента «Этикум», отмеченная дипломом 2 степени на Нижегородском конкурсе «Патент года-2012». Ключевой и инновационной особенностью работы Системы является:

  • использование социальной сети экспертов для формирования базы данных об Интернет-ресурсах;
  • возможность дистанционной централизованной настройки фильтра для каждого компьютера.

В период с января по апрель 2015г. была проведена пилотная апробация Системы на базе трёх образовательных учреждений Нижнего Новгорода. Целью проведения тестовой апробации являлось определение соответствия характеристик Системы потребностям образовательных учреждений в обеспечении Интернет-безопасности. Система фильтрации контента была установлена на 150 компьютерах.

Были получены следующие результаты:

  1. проведено обучение администраторов и учителей информатики по установке, настройке и изменению профилей фильтрации;
  2. для каждого образовательного учреждения были созданы настройки уровней фильтрации в соответствии с инфраструктурными особенностями образовательных учреждений;
  3. выведены аналитические отчёты об использовании системы в образовательных учреждениях;
  4. проведено анкетирование пользователей системы.

В ходе тестовой апробации были выявлены существенные преимущества Системы, которые отметили участники апробации.

Технические преимущества:

  1. фильтрация доступа происходит по возрастной и тематической меткам, позволяя ограничивать доступ к содержимому, имеющему возрастную оценку выше, чем указана в профиле фильтрации, и к ресурсам, относящимся к определённым категориям (не совместимым с задачами образования);
  2. фильтрация доступа осуществляется независимо для каждой страницы сайта, делая возможным посещение определённых страниц на таких ресурсах, как Wikipedia и YouTube;
  3. при получении сообщения о блокировке доступа существует возможность отправить своё «несогласие» с блокировкой;
  4. при добавлении или обновлении информации о странице в облачной базе данных отсутствует необходимость обновлять или переустанавливать фильтрующее приложение — информация всегда остаётся актуальной.

Организационные преимущества:

  1. настройка профилей фильтрации на всех компьютерах в образовательном учреждении, на которых установлено фильтрующее приложение, может осуществляться с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет (при этом компьютер, для которого осуществляется смена профиля, может быть выключен);
  2. компьютеры могут объединяться в группы, для которых можно быстро задать или изменить профиль фильтрации.
  3. смена профилей фильтрации в группе может осуществляться по расписанию автоматически.

База данных ресурсов Системы находится в стадии активного наполнения. В настоящий момент в базе содержится информация более чем о 10 000 ресурсов. Приложение доступно в виде расширения браузера Chrome (Opera 15+, Яндекс.Браузер, Амиго и другие браузеры на основе Chromium) и существует в двух версиях: пользовательская и экспертная.

В дальнейшем, при распространении продукта в виде приложения, устанавливающегося в операционную систему, планируется создание автоматизированного установочного пакета, позволяющего установить программу без специальных навыков, а также версии для мобильных устройств.

Практическая значимость Системы подтверждается результатами анкетирования, проведенного среди педагогов школ Нижнего Новгорода. Так, например, на вопросы о необходимости ограничения доступа обучающихся в Интернет с учетом их возраста, а также наличия возможности изменения режима фильтрации в зависимости от социального статуса пользователя (ученик или учитель) ответили положительно 92% респондентов.

Вместе с тем итоги опросов родителей показали, что 50% респондентов не знакомы с содержанием (или слышали, но не имеют представления о сути) федерального закона №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и только 49% используют средства контент-фильтрации на домашних устройствах, имеющих выход в Интернет. Все эти тревожные данные говорят о необходимости проведения системной работы в образовательных организациях по обеспечению безопасной образовательной среды.

С целью систематизации работы и распространения успешного опыта по созданию безопасной информационной образовательной среды в образовательных организациях с 1 февраля по 15 апреля 2016 года ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» совместно с Макрорегиональным филиалом «Волга» ПАО «Ростелеком» при поддержке Министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области, проводит конкурс «Безопасная информационная образовательная среда». Итоги конкурса планируется подвести на Международном IT-Форуме (Нижегородская ярмарка) в апреле 2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» // URL: http: //www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/.
  2. 2. Шевцова Л.А. Интернет как среда сотрудничества детей и взрослых: задачи, подходы, перспективы.  / Л.А.Шевцова // Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике: сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. –Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2015. – С. 118-123.
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
oldest
newest
Inline Feedbacks
View all comments
М.Г. Победоносцева
5 лет назад

Уважаемые коллеги, согласна с Вами, что вопросы обеспечения информационной безопасности не просто актуальны, но стратегически необходимы. С удовольствием буду следить за продвижением проекта. Скажите, пожалуйста, помимо положительных результатов, были ли какие-то объективные затруднения с установкой или наполнением системы?

А.В. Супруненко
А.В. Супруненко
Reply to  М.Г. Победоносцева
5 лет назад

Для проведения апробации система устанавливалась силами разработчиков. После первоначальной настройки профили фильтрации менялись либо сотрудниками школы, либо разработчиками дистанционно по запросу.
Наполнение системы происходит по мере её использования: чем больше пользователей у системы — тем быстрее наполняется база ресурсов. Первые несколько дней использования системы в школах наполнение базы ресурсов происходило очень активно: в систему добавлялись сайты, которые посещают школьники и учителя.

Т.Б. Захарова
5 лет назад

Уважаемые Людмила Алексеевна и Александр Владимирович! Сегодня эта проблема актуальна практически для всех общеобразовательных организаций. Скажите, эта система фильтрации платная?

А.В. Супруненко
А.В. Супруненко
Reply to  Т.Б. Захарова
5 лет назад

Да, Татьяна Борисовна, система платная. Стоимость системы для одной образовательной организации составляет 5 000 руб./год без ограничения по количеству компьютеров.