РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сафронова Светлана Юрьевна
МАОУ СОШ №14
Россия, г.Железнодорожный
e-mail: assafron@yandex.ru

«В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Успешность в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Образование помогает человеку занять определенное положение в социальной структуре общества, вливаться в те или иные социальные группы, осваивать и выполнять разнообразные роли в обществе. И большая роль здесь отводится школьному образованию. Педагоги находятся в постоянном поиске: как построить систему преподавания, чему учить и как учить, какие нужно создать условия, чтобы не только  передать накопленные обществом знаний, умения, культурное наследие, но и, наверное, одно из главных, развить творческие способности детей. Чтобы то, что мы им даем не осталось мертвым грузом в сознании ребенка, а дало возможность реализовать им себя в жизни.

Сейчас идет новая волна реформ в нашей системе образования – введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Много вопросов остается к этим стандартам, есть положительные и отрицательные стороны. Остановимся на одном из положительных моментов.

Сегодня неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС является организация проектной деятельности учащихся. Основная цель проекта — формирование  творческого мышления ребенка, развитие потребности в приобретении новых знаний и умений. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников.

Один из вариантов организации проектной деятельности учащихся — внеурочная деятельность, которая сейчас введена в классах, идущих по новым ФГОС. Взяв часы внеурочной деятельности «ИКТ-компетентность» в 6 классах, мне не хотелось их сводить к обыкновенным урокам информатики, к изучению компьютерных программ. Так пришла идея подбирать для ребят в Интернете интересные познавательные проекты, конкурсы, связанные с информационно-коммуникационными технологиями. Участие в них как раз и является одной из ступеней в развитии творческих способностей детей. А реализация проектной деятельности способствует формированию универсальных учебных действий. Это именно то, что сейчас ставится во главу образовательного процесса:

  • формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению информационно-коммуникационными технологиями;
  • повышение жизненной активности, совершенствование коммуникативных навыков учащихся;
  • развитие  навыков логического мышления, индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • формирование чувства удовлетворенности от выполненной работы, пониманию, что ты можешь сделать что-то значимое, полезное, интересное для других;
  • развитие навыков оценивания своей работы и работы других.

Поэтому целью внеурочных занятий «ИКТ-компетентность» стало — вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом ребята должны понять: зачем им необходимы те или иные знания, как они могут их применить в дальнейшем и где.  Например, на занятиях изучалась программа программа Microsoft Publisher (программа создания брошюр, буклетов, плакатов и т.п.).  С учениками мы решили применить наши знания в международном конкурсе «Здоровье планеты? В моих руках!» (http://www.ecobez.ru/contests/health-planet-2015/).Плакат - экологические проблемы нашего города

Для номинации «Компьютерный плакат» ребята подбирали материал, делали фотографии, рисунки, работали над дизайном  и создали плакат «Экологические проблемы нашего города». Они учились не только искать информацию, комбинировать ее, размещать, им приходилось учиться сотрудничеству, умению выслушивать мнение других, оценивать работу друг друга.

Несколько лет назад я прошла курсовую подготовку по программе «Intel® Обучение для будущего» — всемирная благотворительная программа профессионального развития учителей. http://www.iteach.ru/

«Программа призвана помочь учителям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников».

Сейчас в интернете тьюторы данной программы, под эгидой данной программы и органов управления образованием, организуют для учащихся и педагогов всероссийские сетевые проекты (конкурсы):

https://sites.google.com/site/putevoditelusp/matematika-i-informatika/informatika

Данные проекты межпредметные. Учащиеся, средствами информационнШСо-коммуникационных технологий, открывают для себя новые стороны учебных предметов, применение теоретических основ на практике. Многие из ребят начинают понимать, что компьютер нужен не только для игр.

Первый опыт участия в данных проектах оказался успешным и мои ученики в 2015 году стали финалистами сетевого проекта «Шпионские страсти».

http://shpion.64-school.ru/home/nasi-tajnye-agenty-1/sablon-stranicy

Ребята с удовольствием и большим интересом выполняли задания проекта, учились поиску и отбору необходимой информации, помогали друг другу. Они были рады победе, дипломам, которые прислали организаторы конкурса, грамотам от администрации школы. Такая форма работы с учащимися интересна, познавательна как для ребят, так и для учителя, но и требует много времени и личностной организации. Участие в проектах требует умелой  организации не только работы детей, но и прежде всего педагога. Ребятам  надо помочь в распределении задания между собой, освоении новых программ, каждый должен понимать ответственность своей работы и должен организовать свой режим таким образом, чтобы оставалось время и на другие занятия. А педагогу необходимо найти время (между уроками, подготовкой к ним, ведением документации) для того, чтобы помочь.  В этом учебном году в рамках внеурочной деятельности уже две команды моих учеников включились в работу такого сетевого проекта. (http://shpion.64-school.ru/verbovka-agentov).

Хотелось бы отметить еще один положительный момент такой работы – профориентационный. Возможно, среди ребят будут те, кто заинтересуется профессиями, связанными с информационно-коммуникационными технологиями и не только.

В Интернете сейчас много интересных проектов, конкурсов, надо только поискать. Такой вид деятельности помог мне заметить ребят, заинтересованных компьютерной графикой, программированием, дизайном, проектированием.

Подводя итог, отмечу, что сущность проектного обучения состоит в том, чтобы создать  условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

При реализации проектной деятельности очень многое зависит от педагога. Ведь рамок урока недостаточно для такой объемной работы. Приходится использовать и дистанционные технологии. И так приятно видеть их счастливые лица, когда у них все получилось, и они награждаются сертификатами, дипломами за успешно выполненную работу.

Одна из задач обучения информатики – сформировать у ребят общие умения и навыки использования информационных технологий в практической деятельности, а процесс образования – это один из важнейших механизмов социализации человека, продолжающийся всю его жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/1450
  2. Михеева Ю.В. В чём суть изменений урока с введением ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ms.znate.ru/docs/1387/index-18767-1.html
  3. Программа Intel «Обучение для будущего».[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iteach.ru/
  4. Российская педагогическая академия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedagogicheskaya.academic.ru/2947/

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
М.Г. Победоносцева

Уважаемая Светлана Юрьевна, спасибо, что поделились своим опытом организации внеурочной деятельности. Вы совершенно правы, что учитель находится в постоянном поиске и важно систематически делиться друг с другом опытом, интересными наработками, чтобы нашим детям было действительно интересно.

Т.Б. Захарова

Уважаемая Светлана Юрьевна! Несмомненно, очень интересно. Вот же пример творческого подхода к своей деятельности. Надеюсь, что Вы активно делитесь свои положительным опытом…

wpDiscuz