РОЛЬ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ В САМООБРАЗОВАНИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РОЛЬ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ В САМООБРАЗОВАНИИ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ

Шегай Ирина Николаевна
Московский городской
педагогический университет

Россия, г.Москва
e-mail: irishking@yandex.ru

Научный руководитель:
д.пед.н., проф. В.В. Гриншкун

Методическая деятельность учителя давно вышла за рамки кабинета и школы. Педагог продолжает свое самообразование и совершенствование педагогического мастерства вне рабочего места и, чаще всего, используя неисчерпаемые возможности сети Интернет и сетевых сервисов. Нередко в педагогических обсуждениях стала звучать аббревиатура WEB 2.0. Что подразумевается под этим термином?

Это особый принцип и метод построения, наполнения и работы с информацией, когда ее содержание наполняют сами участники информационного процесса. Благодаря возможностям, предоставленным WEB 2.0, повышается эффективность работы педагогов через совместные формы взаимодействия по созданию образовательных ресурсов. Тимоти О’Рейлли дает такое определение: «Web 2.0 – это методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Важной чертой Web 2.0 является принцип многоразового использования контента и привлечения пользователей к наполнению» [1]. Для определения сути подходит определение Web 2.0 как комплексного подхода к организации, реализации и поддержке Web-ресурсов.

В бескрайних Wiki-просторах сети Интернет есть учебный курс «Cетевые сервисы Веб 2.0» [2],  который предназначен для всех, кто хочет использовать в своей педагогической и организационной практике современные сетевые сервисы. В рамках курса рассматриваются принципы организации учебных сетевых сообществ, способы организации коллективной деятельности учеников. Под Wiki-технологией понимается способ организации работы сайта, который позволяет любому посетителю с помощью простой программы-обозревателя и некоторых усилий принять участие в написании текстов и создании материалов, совместно с другими участниками.

Обмен педагогическим опытом, общение между педагогами, совещания, круглые столы, личные встречи и личное взаимодействие, — сегодня к традиционным способам коммуникации между педагогами добавлена не менее ценная возможность общения – это сетевое взаимодействие. По поводу определения сетевого взаимодействия – чаще всего используют трактовку —  «способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов»[3]. Хотя имеет смысл говорить о сетевом взаимодействии в двух ракурсах, как сетевых сервисах и технологиях, с помощью которых можно реализовать плодотворную работу и как о многочисленных сетевых сообществах педагогов, взаимодействующих по профессиональным интересам (рис. 1).

пед_совет

Рис. 1. Скриншоты страниц с примерами сетевых сообществ учителей.

Активно набирает обороты в педагогической среде технология общения и обучения, называемая вебинаром. Вебинар («webinar») — термин, образованный из слов «web» и «seminar».  Слово «seminar»  —  семинар, конференция специалистов. «Web»  – это всемирная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, находящимся  на разных компьютерах, подключенных к Интернету, то есть указывает  на канал связи через  Интернет, таким образом, благодаря этой трактовке, вебинар понимается как формат виртуальной коммуникации.

Вебинар является интерактивной технологией, слушатели вебинара не просто внимают тому, что говорит и показывает докладчик, но и могут задавать ему вопросы устно или письменно (в зависимости от формата вебинара) непосредственно по ходу дела, как если бы они физически присутствовали в помещении, где проводится мероприятие. Докладчик также «видит» всех участников и может обратиться с вопросом ко всем сразу или к любому из них (рис. 2).

вебинар

Рис. 2. Скриншоты страниц вебинаров.

Использование сетевых средств в процессе организации и проведении методической работы учителя позволяет обеспечить качественно новый уровень самообразования и совершенствования педагогического мастерства. Сетевые сервисы — хорошая альтернатива традиционным способам методической подготовки учителей, способствующая саморазвитию, творческому применению полученных знаний в непрерывно меняющихся условиях жизни общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О`Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра Онлайн. – 2005, №37.
  2. http://letopisi.org/index.php/Cетевые_сервисы_Веб_2.0._Учебный_курс.
  3. Третьяк Т.М. Сетевое взаимодействие педагогов и учащихся на основе сервиса COMDI // Применение новых технологий в образовании: Материалы XXI Международной конференции. – Троицк, 2010. – С.297–298.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
М.Г. Победоносцева

Уважаемая Ирина Николаевна, согласна с Вами, что сетевые средства могут и должны быть использованы в профессиональной деятельности. Спасибо за конкретные примеры. Думаю, что коллегам будет интересно услышать и о других сетеввых технологиях, обсудить их преимущества и недостатки.

Т.Б. Захарова

Уважаемая Ирина Николаевна! Курс «Сетевые сервисы» под разным названием предусматривается в УП во многих вузах. Как показывает практика, этот курс очень интересен студентам. Сейчас многие аспекты этого курса и переносятся в содержание обучения информатике, как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности

wpDiscuz