ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Зыкова Светлана Алексеевна
Лицей информационных технологий №28
Россия, г.Киров
e-mail: sahfira@mail.ru

В условиях внедрения новых стандартов одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий. Они создают условия для формирования у школьников умения учиться, способствуют к саморазвитию и самосовершенствованию, дают возможность освоить образовательное ядро стандарта по предмету. Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся. Универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД.

Формировать УУД призваны все предметы учебного плана. Широкие возможности, для формирования универсальных учебных действий дают информационно-коммуникационные технологии, а в последнее время использование различных Интернет-ресурсов на уроках информатики.

В последнее время на уроках информатики мы используем ресурс Learningapps.org, обеспечивающий интерактивность получения или контроля знаний. Применение Learningapps.org связано с широкими возможностями данного ресурса. Его использование позволяет реализовать интерактивные приемы работы на уроках, возможность работать индивидуально на компьютере или фронтально со всем классом, используя электронную доску. Learningapps.org содержит большую коллекцию интерактивных ресурсов по различным школьным предметам, т.о. учителю предоставляется возможность использовать уже готовые приложения, добавлять их в свой аккаунт.

Учитель может создавать свои упражнения, используя предложенные способы действий: выбор, распределение, последовательность, заполнение, онлайн-игры, включать их в свой аккаунт, а также предоставлять доступ к ним другим учителям, формируя у учащихся способы деятельности как основу формирования УУД.

Learningapps.org предоставляет возможность создавать Мои классы. Учитель заносит аккаунты учеников, формируя список класса. Ученики видят подготовленные им задание или систему заданий.

Learningapps.org, по нашему мнению, является хорошим средством формирования УУД. Рассмотрим примеры использования Learningapps.org:

Задания со способом действия распределение типа пазл «Угадай-ка» можно использовать на различных этапах урока. На этапе актуализации знаний, при правильном распределении ответов открывается картинка, что позволяет учащимся самостоятельно формулировать тему и цели урока. При неправильном распределении ответа, приложение сообщает об ошибке, у учащегося появляется возможность исправить ее без помощи взрослого, провести коррекцию и оценку. Таким образом, происходит формирование не только познавательных, но и регулятивных УУД.

(http://learningapps.org/display?v=pk18okhrn16)

Подобное задание – заполнить пропуски с предложенными вариантами ответов для 5 класса по теме «Восприятие информации» можно использовать на этапе закрепления или контроля знаний. При неправильном заполнении ответа, у учащегося также появляется возможность исправить ошибку без помощи взрослого, провести коррекцию и оценку. Таким образом происходит формирование не только познавательных УУД, но и регулятивных УУД. Кроме того, в рассмотренных примерах создаются условия для формирования положительной обратной связи, адекватной реакции обучающихся на неуспех и поощрение т.е. формируются личностные УУД. (http://learningapps.org/380870)

Задание со способом действия заполнение кроссворда целесообразно использовать на уроках обобщения и систематизации, применяя их как индивидуальные задания для учащихся, так и работая фронтально со всем классом. Формулировки задания могут содержать не только текстовую информацию, но и графическую. При заполнении кроссворда учащиеся анализируют, синтезируют информацию, т.е. происходит формирование познавательных УУД. Данная форма работы дает возможность учащимся составлять кроссворды для других школьных дисциплин. Созданные кроссворды будут качественно оформлены, с ними учитель-предметник сможет работать на уроке. При создании кроссворда можно использовать групповую форму работы, учащиеся получат возможность организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом), следовательно, создаются условия для формирования коммуникативных УУД. (http://learningapps.org/display?v=pew1jvud216)

Используя возможности создания класса учеников, рационально, на наш взгляд, предлагать учащимся работу с системой заданий при подготовке к урокам обобщения и систематизации (подготовки к контрольной работе), а также для самостоятельного углубленного изучения тем.

При работе над предложенной системой заданий происходит формирование познавательных УУД, кроме этого, ученик самостоятельно планирует темп выполнения работы, проводит коррекцию и оценку своих знаний, следовательно, создаются условия для формирования регулятивных и личностных УУД. Учитель имеет возможность оценивать результативность выбранных образовательных технологий.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптация ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий, использования Интернет-ресурсов, в том числе интерактивных заданий, в школьном образовании очевидна.

Интерактивные задания могут быть использованы не только на уроках информатики, но и других школьных предметах. В результате их использования возрастает познавательная активность учащихся. Возможность использования подобных ресурсов на разных этапах урока обеспечивает мобильность, темп урока, повышается уровень обученности по предмету.

Таким образом, использование интерактивных заданий способствует решению задачи современной системы общего образования по формирование универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 40 с.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
О.А. Козлов

Уважаемая Зыкова Светлана Алексеевна! Поддерживаю Ваше исследование, внедрение передовых достижений информатики в школьном курсе — это здорово. Успехов!

М.Г. Победоносцева

Уважаемая Светлана Алексеевна, спасибо за интересную статью. Было бы интересно подробнее узать об опыте применения указанного ресурса как на уроках, так и при организации самостоятельной работы учащихся по различным темам курса.

Т.Б. Захарова

Уважаемая Светлана Алексеевна! Мне интересен Ваш опыт. Скажите, в каких классах Вы это используете?

wpDiscuz