СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ

Евсеева Виктория Макаровна
МАОУ СОШ №20
Россия, г.о.Балашиха
e-mail: vevseeva@inbox.ru

Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются средства обучения. Многие ученые (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.С. Назарова, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др.) подчеркивают, что, хотя средства обучения не оказывают решающего влияния на конечные результаты процесса образования, тем не менее, обогащая используемые методы, они содействуют эффективности обучения и развития учащихся. Правильно подобранные и умело включенные в систему применяемых учителем методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию многих принципов дидактики.

Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников, которые представляют собой материальные и идеальные объекты, вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.

В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания (учебники, учебно-методические пособия, справочники), дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, дидактические материалы, а также слово преподавателя.

Существуют различные классификации средств обучения. Часто используется следующая классификация: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.

В последнее время средства обучения существенно изменились: в их состав вошли электронные учебники, средства Интернет, мультимедиа, педагогические программные средства (ППС) и др. Сегодня очевидно, что преподаватель, ведущий занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, имеющий выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках привычной «меловой технологии».

Средства обучения, будучи носителями учебной информации и инструментом деятельности, являются также и способом создания информационно-предметной среды, обладающей значительным эмоциональным потенциалом. При этом огромное влияние на учащихся как в информационно-познавательном, так и в воспитательном плане оказывает социокультурная среда: кино, литература, реклама, телевидение и т.д.

На схеме, представленной на рис. 14, средства обучения информатике классифицируются нами по следующим группам:

  • технические средства обучения (ТСО),
  • программное обеспечение,
  • информационные средства (печатные и электронные),
  • материальные средства.

При этом совокупность средств обучения рассматривается, во-первых, в условиях кабинета информатики, когда все средства обучения сосредоточены в одном помещении и лаборантской, а во-вторых, в неразрывной связи с внешней (по отношению к кабинету информатики) информационной средой.

В состав внешней информационной среды включаем школьную информационную среду (организационно-методическая среда, медиатека и т.д.) и социальные информационные технологии (ресурсы сети Интернет, средства массовой информации и т.д.).

Дидактические функции средств обучения

  • компенсаторная(облегчение процесса обучения за счет уменьшения затрат сил и времени обучаемого);
  • адаптивная(поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям учащихся и т.д.);
  • информативная (передача необходимой для обучения информации);
  • интегративная(рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом);
  • мотивационная(побуждение познавательного интереса);
  • инструментальная (обеспечение деятельности учащихся и педагога: организация демонстраций, наблюдения, эксперимента, самостоятельной работы, проверки и коррекции знаний и т.д.)
  • интерактивная (взаимодействие учащегося с используемым средством обучения и наличие обратной связи).

схема

Рис. Состав средств обучения информатике

Система средств обучения информатике

Отсутствие комплексного подхода к проблеме использования компьютера в учебных целях, недооценка вышеперечисленных факторов, а также того, что применение компьютера в отрыве от других средств обучения, вне специализированного кабинета, не может привести к позитивным сдвигам в области повышения эффективности процесса обучения, повлекло распространение практики использования компьютера в качестве средства, предназначенного для «латания прорех» традиционной методики обучения.

Такое «усеченное» представление о возможном использовании СНИТ и, в частности, компьютера в учебных целях дискредитирует саму идею информатизации образования. Кроме того, работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением, которое не всегда и не каждому может быть полезно.

Характерной чертой учебного процесса, осуществляемого с применением системы средств обучения, использующей СНИТ, является, во-первых, то обстоятельство, что процессы передачи информации и управления в этой системе осуществляются с помощью СНИТ и, в частности, с помощью компьютера; во-вторых, непременное условие — включение в систему средств обучения компонентов, обеспечивающих предметность деятельности, ее практическую направленность.

Это реализуется использованием:

  • программно — методического обеспечения курса информатики, которое должно включать как программные средства (ПС) для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности, разработки программных средств учебного назначения для конкретных педагогических целей;
  • объектно — ориентированных программных систем, обеспечивающих формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);
  • средств обучения, функционирующих на базе СНИТ, компенсирующих или амортизирующих отсутствие предметной среды и обеспечивающих предметность деятельности, ее практическую направленность (примером таких средств обучения могут служить учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей, устройств).
  • средств телекоммуникаций, обеспечивающих доступность информации для пользователей сферы образования, вовлеченность их в информационное взаимодействие и т.д.

Помимо средств обучения, ориентированных на использование СНИТ, в систему средств обучения курсу информатики и вычислительной техники следует включать так называемые традиционные средства обучения, обеспечивающие поддержку преподавания того или иного учебного предмета. Необходимость этого обусловлена их специфическими функциями, которые передать компьютеру либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого — педагогической или гигиенической точки зрения. Например, демонстрацию статической информации, представляемой учащимся для запоминания теоретических положений, а также систематизированные сведения, справочные данные, которые ученик должен запомнить, следует предъявлять в виде учебных таблиц, схем (учебно-наглядные пособия, демонстрационные средства обучения). Систематически, из урока в урок, наблюдая демонстрируемый таблицей материал, ученик непроизвольно заучивает его, не тратя на это специального времени. Если же справочный материал не подлежит запоминанию и нужен для кратковременного использования, его целесообразно выводить на экран с помощью специальной программы или пользоваться информационно-поисковой системой. Аналогичные рассуждения можно привести и относительно учебных кинофильмов, диафильмов, транспарантов для графопроектора и т.д., включение которых в методическую канву учебного процесса должно определяться педагогической целесообразностью их использования.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить состав системы средств обучения курсу информатики (по И.В. Роберт, рис. 15):

  • программно-методическое обеспечение процесса преподавания;
  • объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учебной деятельности;
  • учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ;
  • учебно-наглядные средства обучения для поддержки процесса преподавания;
  • методика применения системы средств обучения, ориентированной на использование СНИТ.

схема2

Рис. Учебно — методический комплекс средств новых информационных технологий

Новым компонентом учебной деятельности становится работа со средствами пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информацией (манипуляторы типа «мышь» или «трек-болл», «джойстик», «графический планшет», «световое перо»). Цель использования средств пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информацией:

  • демонстрация различных возможностей компьютера в сфере обработки и передачи информации,
  • изучение сущности явлений, происходящих в ЭВМ,
  • графические построения (например, конструирование разнообразных графических форм с помощью графического планшета).

Новое направление использования компьютера в учебном процессе открывает интеграция возможностей сенсорики (техники конструирования и использования датчиков физических параметров) и учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ.

Использование датчиков и устройств для регистрации и измерения некоторых физических величин и устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов, для связи с комплектом оборудования, подключаемого к ПЭВМ, или оборудования на их базе (дополнительное учебное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ) позволяет визуализировать на экране ЭВМ различные физические закономерности в виде графиков, динамически изменяющихся в зависимости от изменения входных параметров. Его можно назвать программно — аппаратным средством измерения, обработки, отображения измеряемых величин и их зависимостей.

Цель использования дополнительного учебного оборудования:

  • вооружение учащихся инструментом исследования окружающей действительности, с помощью которого можно — изучать развитие процессов, протекающих в реальной жизни;
  • создавать модели изучаемых реальных процессов; исследовать их при изменяющихся внешних условиях; прогнозировать их развитие;
  • осуществлять с помощью ПЭВМ проверку достоверности прогноза;
  • предоставление учащимся возможности регистрации, сбора и накопления информации о некотором природном процессе и ее обработки для дальнейших выводов и обобщений;
  • автоматизация процесса обработки результатов школьного эксперимента (лабораторного и демонстрационного).

Таким образом, система средств обучения курса информатики может осуществлять поддержку процесса преподавания курса, обеспечивать демонстрацию возможностей современных ЭВМ, способствовать формированию культуры учебной деятельности и информационной культуры учащихся.

Программное обеспечение курса информатики и вычислительной техники, со своей стороны, должно быть ориентировано на:

  • поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с ЭВМ),
  • обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности,
  • формирование специфических умений и навыков, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся (умение работать с текстовым редактором, информационно-поисковыми системами, учебными электронными таблицами, различными графическими и музыкальными редакторами).

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
О.А. Козлов

Уважаемая Виктория Макаровна! Вы поднимаете очень важную проблему. В работе Вы ссылаетесь на определения И.В. Роберт. Как её заместитель в течение 15 лет хочу Вам заметить, что термин СНИТ она не использует. С 1996 г. конгресс ЮНЕСКО рекомендует термин «средства информационных и коммуникационных технологий». Примите это к сведению в своих публикациях.

А.В. Горячев

Виктория Макаровна, после прочтения Вашей статьи у меня сложилось впечатление, что многие приведенные Вами элементы системы средств обучения курсу информатики не являются специфическими именно для курса информатики, а могут быть элементами системы средств обучения для любого другого предмета. Согласны ли Вы с этим?
Если да, то как Вы считаете, существуют ли какие-либо элементы системы средств обучения именно для курса информатики и только для него?
Спасибо.

Т.Б. Захарова

Уважаемая Виктория Макаровна! Вы поднимаете очень важную проблему. Оснащение кабинета информатики может сеьезно влиять на качество образовательного процесса как по информатике, так и по другим учебным предметам, т.к. в кабинете информатики могут проходить не только учебные занятия по различным курсам, но и организация внеурочной деятельности

Л.В. Вяткина

Кабинет информатики, особенно в сельской школе — это самый востребованный учебный кабинет. Очень удобно научить всех участников процесса использовать возможности локальной сети. У нас каждый из десяти компьютеров распределён между учителями-предметниками на роль «сервера» по предмету. Кабинеты с проекционной техникой также имеют доступ к кабинету информатики и обратно.

wpDiscuz