ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Богатырева Юлия Игоревна
доктор педагогических наук

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого
»
Россия, г.Тула
e-mail: bogatirevadj@yandex.ru

Важнейшим атрибутом информационного общества сегодня является всеобщая доступность информационных ресурсов в глобальной сети Интернет, в том числе для учащихся. Обратной стороной доступности является расширение факторов риска и угроз информационной безопасности для детей и подростков.

На личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток: во-первых, это та информация, которую предлагают учителя, родители, психологи, педагоги дополнительного образования, данная информация тщательно обрабатывается и фильтруется перед предоставлением учащимся. Во-вторых, ребенок получает информацию из внешней информационной среды, которая включает в себя Интернет, средства массовой информации (СМИ), различные коммуникации в виртуальном сообществе и пр. Проблема состоит в том, что такая информация может содержать неправомерный контент, вредоносное программное обеспечение, угрозы конфиденциальности данных, и даже приводить к угрозам физического и нравственного развития подростков.

В современном информационном потоке становится все труднее защитить личность ребенка от информационных угроз. Проблема информационной безопасности учащихся актуализируется  с каждым годом.

Статистика указывает на почти девятимиллионную детскую аудиторию Интернета, причем учтены только дети младше 14 лет. Из них, три четверти пользуются Интернет ресурсами без контроля со стороны родителей. Более 30% несовершеннолетних проводят в Интернете более трех часов в день. Около 40% детей посещают сайты, где размещены порнографические материалы. Примерно 20% детей видели в Интернете видео, содержащее сцены насилия, а также другие нежелательные материалы [4].

Все это оказывает самое прямое воздействие на психическое и физическое развитие подрастающего поколения. Педагогическая наука пытается найти пути решения указанной проблемы, проводя исследования по направлению информационной безопасности личности в условиях информационного общества [2, 3].

Под информационной безопасностью личности учащихся будем понимать состояние и условие жизнедеятельности личности, при которых отсутствует или минимизирована угроза нанесения вреда личному информационному пространству и той информации, которой обладает индивид [1].

Также одной из характерных тенденций в сфере образования сегодня стало создание и интенсивное использование информационно-образовательной среды (ИОС). Содержание этого понятия сформулировано в законе N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что: «при реализации образовательных программ с применением информационных и коммуникационных технологий, электронного обучения, различных форм дистанционного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды».

ИОС школы на сегодняшний день вполне сложившаяся материальная система, однако, нельзя не замечать тот факт, что неограниченный доступ к информационному контенту несёт определённые риски и угрозы как для личности учащихся и педагогов, так и для корпоративных интересов образовательной организации.

Одним из путей решения вышеобозначенной проблемы, на наш взгляд, является организация безопасной информационно-образовательной среды (БИОС) в образовательной организации, под которой будем понимать ИОС, дополненную аппаратными, программными и организационными средствами и способами защиты от негативной информации. БИОС должна  обеспечивать безопасность и защиту личностной информационной среды всех субъектов образовательного процесса в целях создания условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных способностей и возможностей.

В то же время, создание безопасной информационно-образовательной среды в школе актуализирует и поднимает на новый качественный уровень проблематику вопросов подготовки учителей, педагогов дополнительного образования, администрации школы к обеспечению психолого-педагогического сопровождения и контроля информационной безопасности школьников.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема информационной  безопасности учащихся, информационно-образовательной среды в целом,  хотя, и признана значимой и важной, тем не менее, по-прежнему требует пристального внимания со стороны всего педагогического сообщества, психологов, педагогов-практиков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богатырева, Ю.И. Информационная безопасность школьников в образовательной среде: теория и практика высшей школы: монография. — Тула: ТулГУ, 2013. – 160 с.
  2. Самоделова Л. А. Изучение основ информационной безопасности в системе дополнительного образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 2002. — 27 с.
  3. Поляков, В.П. Методическая система  обучения  информационной безопасности студентов вузов: автореф. дис… д-ра пед. наук. — Н. Новгород, 2006. — 47 с.
  4. Привалов, А.Н. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса [Текст] /А.Н. Привалов, Ю.И. Богатырева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки – Тула, 2012. Выпуск 3. — С. 427-431.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
О.А. Козлов

Уважаемая Юлия Игоревна! Какие практические меры Вы можете предложить учителю информатики для решения таких важных задач? Слежу за Вашими успехам

П.И. Ефимов

Уважаемая Юлия Игоревна! Безусловно, поднимаемая Вами тема чрезвычайно актуальна. Но организация безопасной информационно-образовательной среды так или иначе вступает в противоречие с правом гражданина на свободный доступ к информации. Таким образом, данная проблема выступает не только как задача образовательной организации в обеспечении защиты учащихся от информации, наносящей вред их здоровью, но и как общегосударственная проблема, требующая законодательных решений.

Т.Б. Захарова

Уважаемая Юлия Игоревна! Действительно, проблема очень актуальная. Фактически нам всем приходится её как-то решать. Если в школе это мы можем проконтролировать (хотя и здесь проблем хватает с этими же фильтрами), то как это сделать, если обучающиеся например выполняют проектную работу за пределами школы

О.Г. Каменский
Уважаемая Юлия Игоревна и все интересующиеся этой темой! На мой взгляд главным фактором информационной безопасности является государственная политика воспитания человека от младенца до взрослого человека. Если вектор вещания СМИ, содержание телепередач, поведение модных «кумиров» растущего поколения, направленные на так называемые «права человека» и права гражданина на свободный доступ к информации не компенсируются воспитанием формирующейся личности и понятиями ответственности этой личности за свои действия и своё развитие, то все наши умные воззрения будут иметь крайне низкий КПД. Против пропаганды действенен только личный пример, которого у нас нет и контр-пропаганда, которая есть таже пропаганда. Второй важный пункт — а судьи кто? По… Read more »
wpDiscuz