РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Чучелова Екатерина Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный
педагогический 
университет им Л.Н. Толстого»
Россия, г.Тула, e-mail: ches.kate@yandex.ru

Научный руководитель:
к.пед.н., доц. Мартынюк Ю.М.

Появление информатики как учебного предмета в начальной школе совершенно естественно, если учесть, что именно в этом возрасте у детей формируется стиль мышления. С 2002/03 учебного года информатика в начальной школе представлена как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии основной школы. О необходимости отдельного курса информатики в начальной школе говорится и в «Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования», являющейся частью ФГОС начального общего образования.

Информатика в начальной школе предполагает изучение следующих вопросов:

  • общие положения о структуре задачи (исходные данные, результаты);
  • понятие об исполнителе алгоритма, системе его команд;
  • правила и приемы составления простейших линейных алгоритмов, способы записи;
  • простейшие логические законы, истинное и ложное утверждение;
  • структура ветвления, общие закономерности ее составления;
  • циклические действия и их применение в практической деятельности.

Необходимо отметить, что практическое приложение алгоритмических навыков необходимо осуществлять на всех уроках в начальной школе. Анализ задачи, выбор данных и проверка результатов реализуются на уроках труда, математики, природоведения. Составление и запись последовательности действий, представляющих по сути линейные алгоритмы, на уроках русского языка, математики, естествознания, труда, физкультуры формирует основу переноса правил построения алгоритмов на повседневную деятельность и не вызывает особых затруднений. Вместе с тем, формирование представлений об алгоритмических структурах повторения и ветвления – процесс сложный, требующий дополнительных временных и методических ресурсов. Разрыв между предназначением школьных предметов достаточно большой и преодолеть барьер этой «разности» ребенку очень сложно. Формулируя и даже записывая фразы идентичной структуры на разных уроках в начальной школе (например, на уроке математики: «Чтобы найти уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность» и на уроке русского языка — «Если существительное отвечает на вопросы «Кого? Чего?», то оно в родительном падеже»), школьники не видят структурную «похожесть» построения фразы, им трудно выделить из разных правил общую логическую конструкцию. Поэтому многие дети, зная правило, как говорится «на зубок», испытывают затруднения в его практическом применении. Изучая же структуры следования, ветвления, цикла на уроке информатики, ученики приобретают навык выделения общей схемы таких структур и овладевают приемами ее выполнения.

При дальнейшем изучении теоретических вопросов все навыки, сформированные в начальной школе, интенсивно используются для углубления и расширения интеллектуальных умений и навыков, решения более сложных задач. На специализированном этапе у одних групп учащихся они послужат основой при изучении языков программирования, у других – в качестве универсального инструмента интеллектуальной и практической деятельности.

Развитие алгоритмического мышления в процессе обучения базируется на следующих принципах:

  1. Принцип наглядности среды автоматически вытекает из возможностей компьютера. Применение мультимедийных возможностей позволяет представить картину решения в динамике, в развитии.
  2. Принцип полноты на современном этапе предполагает дополнение общепризнанных приемов развития алгоритмического мышления новыми, использующими программное обеспечение компьютера. Это позволяет существенно разнообразить задания, своевременно реагировать на усвоение материала, усилить индивидуализацию процесса обучения и дифференциацию материала, предложенного для изучения школьникам.
  3. Принцип результативности имеет ряд преимуществ:
  • своевременная проверка полученных результатов;
  • проверка синтаксиса и семантики записи алгоритма;
  • проверка соответствия алгоритма некоторому исполнителю;
  • понятность результат выполнения алгоритма.
  1. Принцип системности предполагает широкие двусторонние межпредметные связи, а также связи с практической деятельностью. С одной стороны, понятия и приемы умственной деятельности должны переноситься из курса информатики на все дисциплины школьного цикла. С другой – формирование общих понятий и приемов деятельности должно само базироваться на конкретно-практическом материале различных школьных дисциплин. Это можно достичь использованием алгоритмических конструкций в обучении различным предметам и решением актуальных задач с математическим, филологическим, естественнонаучным содержанием на уроках информатики. Вместе с тем, моделирование ситуаций практического характера, требующих алгоритмического подхода к решению, весьма затруднительно на основных уроках в начальной школе. Причины могут быть разные – нехватка времени, несоответствие материала, загруженность урока и т.д. Компьютерная среда, моделирующая некую жизненную ситуацию, может помочь в решении этих проблем. Разработчики, совместно с учителями начальных классов, должны продумать систему связей этой среды, представление информации и практическую направленность. Таким образом, основной целью изучения информатики в начальной школе является развитие алгоритмического мышления у школьников.

Главная проблема, с которой сталкивается учитель информатики в на­чальной школе – это выбор соответствующего целям обучения программного обеспечения и его состыковки. Поэтому при изучении информатики в начальной школе необходимо использовать адаптированную для данной школы программу непрерывного курса информатики, а также соответствующий программный комплекс, направленный на формирование и развитие алгоритмического мышления.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Батршина, Г.С. Формирование и развитие логико-алгоритмического мышления учащихся начальной школы [Текст] / Г.С. Батршина // Информатика и образование, 2010. – №9. – С. 21-23.
  2. Козлова, Е.Г. О возможностях формирования у младших школьников способности к работе с алгоритмизованными обучающими средствами. [Текст] / Е.Г. Козлова // Начальная школа. – 2004. — № 2. – С.99-112.
  3. Копаев, А.В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления. [Текст] / А.В. Копаев // Информационные технологии в общеобразовательной школе. – 2006. — № 6. – С.6-11
  4. Лебедева, Т.Н. Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы [Текст] / Т.Н. Лебедева. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2013. –– 20 с.
  5. Левитес, В.В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В.В. Левитес // Известия Российской академии образования, 2009. – №4. – 12 с.
  6. Лучко, Л.Г. Решение задач школьного курса информатики [Текст] / Л.Г. Лучко. – Омск: ОмГПУ, 2011. – 80 с.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
М.Г. Победоносцева

Уважаемая Екатерина Сергеевна, согласна с Вами, что важно не только изучать информатику в начальной школе, но и развивать межпредметные связи. Было бы интересно услышать конкретный пример соответствующего программного комплекса, который Вы предлагаете использовать. Спасибо.

Т.Б. Захарова

Уважаемая Екатерина Сергеевна! Конечно, проблема эта не нова, но полагаю, что Вы предлагаете свой оригинальный подход к её решению. А где можно познакомиться с учебными материалами, которые Вы используете?

wpDiscuz