ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ

Куликова Елена Анатольевна
МОАУ ЛИнТех №28
Россия, г.Киров
e-mail: infkulikova@mail.ru

Михолап Эльвира Леонидовна
ГБОУ Школа №641 им. Сергея Есенина
Россия, г.Москва
e-mail: mikholap@list.ru

Проектная деятельность востребована школой и временем.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения возникшего еще в начале XX века —  «Все из жизни; все для жизни».

Проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств, и ресурсов и специфической организацией.

К характеристикам проекта относятся инновационность, конкретизация цели и результата, ограниченность по продолжительности выполнения и по ресурсам, привлечение разнообразных специалистов, работа в команде.

Проектная деятельность является составляющей технологии компетентностно ориентированного образования, где компетентность понимается как непосредственный результат образования, выражающийся в овладении обучающимся определенным набором способов деятельности.

И среди всех ключевых компетентностей присутствует проектная, которая понимается как способность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать результаты своей деятельности.

Описанная ниже практика может быть реализована как в рамках учебной деятельности 10-11 классов информационно-технологического профиля, так и во внеурочной деятельности увлеченных старшеклассников, изучающих информатику на базовом уровне. Творческая работа по информатике заключается в создании своего программного обеспечения (электронных образовательных ресурсов, игр, программ по различным предметам) по заявкам учителей-предметников. Новизной в таких компьютерных программах является совместимость содержания курса какого-либо предмета с компьютерным программным обеспечением, направленная на повышение эффективности образовательного процесса.

Компьютерные учебные средства, созданные учениками, обладают тем несомненным преимуществом перед профессиональными разработками, что они выполняются по сценарию учителя, который затем будет их применять. Следовательно, учителю гораздо легче встроить такое средство в учебный процесс. Он уже заранее продумал методику его применения и в заказе на разработку сформулировал требования, нужные именно ему.

Задача учителя по предмету – разработка педагогического сценария компьютерного учебного средства: отбор и структурирование материала, выбор формы его предъявления, определение способа взаимодействия с учебным средством, формулирование психолого-педагогических требований к конечному продукту.

Конечно, создание качественного компьютерного учебного средства силами учеников возможно лишь при условии их достаточной подготовки в области информатики, которая приобретается в результате серьезного и глубокого изучения этого предмета. Учителя информатики выступают в роли руководителей ученической разработки, консультируют, помогают выбрать наилучшие пути ее реализации, рецензируют работы.

Участие в проектах по созданию компьютерных учебных средств – деятельность, полезная для школьников с позиций изучения информатики (даже если ее результат не обладает достаточным качеством, чтобы быть примененным в реальном учебном процессе). Во-первых, ученик вовлекается в креативную деятельность, создает нечто, чего раньше не существовало, приобретает вкус к творчеству. Во-вторых, значительно глубже мотивируется изучение информатики – как предмета в целом, так и отдельных тем и разделов. В-третьих, имеет место практическое применение имеющихся и приобретение новых знаний и умений по информатике. В-четвертых, углубляются и систематизируются знания по предмету, для которого разрабатывается компьютерное учебное средство: ученики пытаются отбирать материал (или наблюдают за деятельностью учителя по отбору материала), структурировать его, представлять в виде, удобном для восприятия, осознания, понимания и эффективного усвоения. В-пятых, ученик «пробует» свои силы в роли программиста.

Типология реализуемого в образовательной деятельности проекта:

  1. По доминирующей деятельности в проекте: исследовательский, информационный, творческий или практико-ориентированный.
  2. По предметно-содержательной области: интегрированный (информационные технологии, программирование и предмет содержания программы).
  3. По характеру координации проекта: непосредственный (преобладающе – гибкий, в исключительных случаях значительного отклонения от сроков и этапов реализации — жесткий).
  4. По количеству участников проекта: личностные (индивидуальные) или парные.
  5. По продолжительности проекта: долгосрочный.

Работу учащихся по проекту можно сопоставить с темами курса информатики в старших классах, нужно оптимально распределить по учебному году, дозировать. Например, при изучении темы «Технология создания и обработки графической информации» осуществляется создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: фона программы, элементов управления программы, сканирование иллюстраций к содержанию программ, предъявляются требования к графической информации в компьютерной программе, выполняется оптимизация графики.

Ситуация успеха, учет интересов, возможность выбора специализации (содержание и дизайн, программирование), предметной области, темы и содержания своей творческой работы, куратора-предметника — это условия для самоопределения ученика во время выполнения творческой работы.

Со стороны учителя, как руководителя работы, ученику оказывается помощь в формировании целей и задач, в организации процесса, в поиске информации, в выборе актуальных типов заданий для практической части программы, в выборе критериев оценки результатов в контролирующей части программы, в подборе цветового и композиционного решения программного продукта, в анализе результатов деятельности.

В результате такой организации проектной деятельности учащихся создано немало компьютерных учебных средств, нашедших применение в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-е изд., испр. / Под ред. Е. Н.Ястребцевой и Я. С. Быховского. — М., 2004.
  2. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» [Электронный ресурс] —
    Режим доступа: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/ — Дата доступа: 11.02.2016

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемые Елена Анатольевна и Эльвира Леонидовна! Конечно, развитие творческих способностей школьников — очень важная задача общего образования. В этом смысле одим из путей является организация проектной деятельности школьников. Информатика, как учебный предмет, обладает огромным потенциалом в реализации этих идей.

О.А. Козлов

Уважаемые коллеги ! Интересная работа, продолжайте её и публикуйте результаты!

Э.Л. Михолап

Спасибо за положительную оценку нашей работы в этом направлении. О лучших детских работах пишу в блоге на образовательной галактике Intel.

А.В. Горячев

Елена Анатольевна и Эльвира Леонидовна, мне доводилось несколько раз участвовать в работе жюри на конкурсах проектов в московском лицее информационных технологий 1533 (ЛИТ), где я с большим удовольствием знакомился с самыми разными проектами учеников из разных образовательных учреждений. Участвуют ли ученики ваших школ в конкурсах IT-проектов, в том числе в ЛИТ? Какие конкурсы IT-проектов проводятся в Кирове?
Спасибо.

Э.Л. Михолап

Работы кировских школьников ежегодно выставляются, например, на очный областной открытый конкурс творческих работ \»Компьютер в школе\» и получают призовые места. В московской школе работаю первый год, есть большое желание эту работу продолжать)

Э.Л. Михолап

Некоторые примеры творческих работ:
1) Тренажер по логике https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=40856&showentry=8637
2) ЦОР для урока ОБЖ https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=40856&showentry=7124
3) Интерактивная модель по физике https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=40856&showentry=7166

wpDiscuz