К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Зелянин Алексей Дмитриевич
САФУ им. М.В. Ломоносова
Россия, г.Архангельск
e-mail: lncir@yandex.ru

Научный руководитель:
к.пед.н. Л.Н. Чиркова

Одной из специфических особенностей информационного общества является самое широкое использование информационных технологий для установления двухсторонних связей между правительством и населением. Задачи, связанные с построением информационного общества, решаются в нашей стране на основе нормативных документов, регламентирующих предоставление ряда государственных услуг в электронном виде. Так,  в 1993 году Распоряжением Правительства РФ №1993-р был утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде [1]. Этот перечень постоянно расширяется. Сегодня он включает в себя более 200 наименований услуг, среди которых такие популярные, как регистрация на прием к врачу, оплата штрафов, признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилищных помещений и так далее.

 С перечнем государственных услуг, предоставляемых в электронном виде жителям Архангельской области, можно ознакомиться на сайте Портал государственных и муниципальных услуг Архангельской области [2], где имеются специальные вкладки, предназначенные  для использования населением Е-услугами. В список услуг включены сферы здравоохранения, гражданства, ЖКХ, недвижимости, культуры и СМИ, науки, образования, пенсии, правопорядка, производства, семьи, соцобеспечения, спорта и туризма, транспорта, труда и занятости.

Удобство электронной формы предоставления услуг неоспоримо, особенно для тех, кто проживает в местах, удаленных от областного центра.  Как минимум, это обеспечение подробными сведениями о том, что и как может быть получено, на каких условиях, куда и к кому необходимо обратиться при необходимости. И стоит добавить, что не во всех населенных пунктах имеются все те государственные органы управления и обеспечения, которые нужны.

Например, далеко не во всех сельских населенных пунктах есть качественное медицинское обслуживание. Чтобы пройти обследование сельский человек, как правило,  приезжает в областной центр, записывается и ждет приема врача. Однако, в современных условиях записаться на прием можно в онлайн режиме, и человеку остается лишь в назначенное время приехать к врачу. Но, не имея достаточных знаний по ИКТ, человек не может воспользоваться услугами, упрощающими ему жизнь.

В Архангельской области численность потенциальных пользователей этих услуг из сельской местности  составляет около 279950 человек (это все совершеннолетние жители Архангельской области, проживающие в сельской местности, согласно распределению населения Архангельской области и возрастным группам 2015 года. [3]).

На рисунке 1 указана статистика по популярным услугам по Архангельской области, позволяющая судить об использовании портала электронного правительства и портала МФЦ [4], а так же традиционным способом. Статистика предоставлена официальным представителем портала.

информация

Рисунок 1 — Статистика заявок на предоставление услуг гражданам

Анализ данных таблицы позволяет выявить, что количество запросов на услугу посредством интернета и традиционным способом очень сильно разнятся.

Кроме того, наиболее востребованными услугами являются:

  • выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов (31151 обращений за квартал, из них через портал и МФЦ только 45 обращений, что составляет ~0,14%);
  • приём и выдача документов о регистрации актов гражданского состояния (21263 заявления, из них через портал и МФЦ 475 обращений, что составляет ~2,2%);
  • предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (3908 обращений, из них через портал и МФЦ только 20 обращений, что составляет ~0,5%);
  • приём заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения (2785 обращений, из них через портал и МФЦ 239 обращений, что составляет ~8,5%);
  • назначение и выплата ежемесячных пособий на ребенка, не посещающего дошкольную образовательную организацию (2550 обращений, из них через портал и МФЦ 121 обращение, что составляет ~4,7%);
  • аттестация в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей) (1393 обращения, из них через портал и МФЦ 47 обращений, что составляет ~3,3%).

Таким образом, из анализа таблицы следует, что количество людей, пользующихся сайтом минимально, большинство используют традиционный способ обращения по различным сферам услуг. Это даёт основание определить, что проблема спроса населения на электронные услуги в рамках реализации государственной программы «Электронное правительство» является для Архангельской области актуальной.

На лицо противоречия:

  • между наличием портала электронных услуг для населения и недостаточным использованием потенциала этого портала населением;
  • между наличием обучающих программ по оказанию электронных услуг, разработанных различными компаниями и отсутствием в них методики обучения разновозрастного населения;
  • между наличием квалифицированных кадров, способных обучать население, и отсутствием государственного финансирования на эти цели.

Для разрешения этих противоречий требуется:

  • создание в населенных пунктах (особенно в сельской местности) открытого доступа к услугам, предоставляемым в электронном виде (информационных центров на базе сельских школ или органов местного самоуправления);
  • создание центров обучения основам компьютерной грамотности населения сельских районов;
  • разработка методики обучения разновозрастного населения основам компьютерной грамотности в сфере потребления электронных государственных услуг;
  • организация взаимообучения молодежи и старшего поколения на базе сельских школ;
  • решение вопроса о финансировании образовательных проектов, посвященных обучению граждан пользованию услугами электронного правительства;

Сегодня школы области имеют доступ в Интернет (в рамках национального проекта «Образование»), идет массовое оснащение компьютерных классов современными машинами. В школе имеются и соответствующие кадры (учителя математики, информатики и др.), способные обучить сельчан основам компьютерной грамотности. Однако, методика обучения граждан  пользованию электронными государственными услугами с учетом уровня их подготовки в области ИКТ и программы таких курсов пока не разработаны.

Таким образом, актуальным является разработка качественно новых учебных курсов: «Электронные услуги. Электронное правительство», учебных материалов и методического руководства для учителей математики и информатики сельских школ, волонтеров. Обучение старшеклассников и взрослых по программе этих курсов позволит существенно облегчить жизнь сельского населения и расширить информационную образовательную среду школы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (ред. от 28.12.2011) <Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95180. дата обращения 09.11.2015
  2. Портал государственных и муниципальных услуг Архангельской области [http://gosuslugi29.ru] дата обращения 30.10.2015
  3. Федеральная служба государственной статистики по Архангельской области. Официальная статистика. Население. http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/statistics/population/] дата обращения 28.10.2015
  4. Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг [http://mfc29.ru/] дата обращения 30.10.2015

 

 

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Алексей Дмитриевич! Согласна с Вами, что компьютерная грамотность населения оставляет желать лучшего. Сегодня без этого достаточно проблематично. Безусловно, надо организовывать дополнительные курсы подготовки пользователей компьютеров

М.Г. Победоносцева

Уважаемый Алексей Дмитриевич, поднятая Вами проблема, действительно актуальна. Несмотря на то, что системы ЭГУ пришли в нашу жизнь не вчера, можно было ожидать большего спроса на них. К сожалению, уровень компьютерной грамотности взрослого населения очень сильно разнится в зависимости от территориального расположения.

wpDiscuz