ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Кошелев Илья Александрович
НГПУ им. Козьмы Минина
МБОУ «Школа №54»
Россия, г.Н. Новгород
e-mail: mifomen@yandex.ru

Научный руководитель:
д.пед.н., проф. М.Л. Груздева

Среди наиболее актуальных проблем школьного математического образования, прежде всего, следует отметить слабую ориентацию содержания математического образования на общее развитие школьников. В учебниках практически отсутствуют задания, направленные на формирование математической компетентности, которые бы обеспечивали возможность описания реальных процессов и явлений на языке математики, применения математического аппарата как способа решения практических задач. Основное содержание учебников математики предполагает решение собственно математических задач, что совершенно необходимо, но недостаточно.

Изменение стиля жизни (за последние двадцать лет), развитие компьютерных и интернет технологий привели к отказу от принципов фундаментальности в математическом образовании. В настоящее время происходит обучение определенным типам и видам математических задач, перечень которых задает вектор государственной аттестации. В результате у школьников не формируются мышление и математическая культура.

Что касается информационных технологий – на наш взгляд, область, которая сама является детищем математики, сыграла в некотором смысле отрицательную роль в развитии математического образования. Очевидно, что достаточно большую часть времени школьники средних и особенно старших классов проводят за экранами различных электронных устройств, основная цель которых привлечь внимание, вызвать интерес, заинтриговать. Это достигается за счет наглядности, красочности, динамизма, что, несомненно, является очень увлекательным для подростков. Естественно, что математика, с ее строгой логикой и абстрактным характером изложения (особенно это касается геометрии), не может конкурировать с виртуальной реальностью. Таким образом, мы имеем дело с очень низкой мотивацией к изучению математики даже у школьников, обладающих высоким уровнем интеллекта. Выходом из этого парадоксального положения является умелое использование компьютерных технологий в математическом образовании, посредством методов математического моделирования.

Невозможно оставить без внимания и такую острую проблему, как проблема подготовки будущих учителей математики и информатики. Совершенно очевидно, что инновационные процессы в образовании возникают быстрее, нежели обновляется содержание профессиональной подготовки учителя, что неизбежно приводит к непониманию частью педагогического сообщества целей и сути преобразований.

Если прибавить к этому существенное понижение социального статуса учителя и, как следствие, снижение интереса у абитуриентов к получению педагогической специальности, то это приводит, по мнению выдающегося математика современности В. Арнольда к „выхолощенному и формализованному преподаванию математики на всех уровнях“.

В настоящее время в Российской Федерации подготовка учителей математики и информатики осуществляется в следующих двух формах:

  • на базе бакалавриата (обучение в течение 4 лет, что дает право выпускнику работать по одному предмету, и обучение длиной в 5 лет, где выпускник имеет право преподавать 2 предмета);
  • в рамках специалитета (выпускник имеет право преподавать в школе два предмета: математику и информатику). Данная форма подготовки учителя уже исчезла, например, Мининский университет в 2015 году выпускал последних специалистов, так как повсеместно осуществляется переход на двухуровневое образование по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

Очевидно, что существовавшая многие годы модель подготовки учителя, способного обучать в школе двум предметам, проверена временем и выгодно отличается от первой так как:

  1. Учитель, способный работать по двум профилям, имеет большие преимущества при устройстве на работу.
  2. Информатика в ее теоретической части «выросла» из математики, использует активно математический аппарат, и наоборот, учителя математики в современных школах не могут обходиться без компьютерных технологий.
  3. Подготовка бакалавров одновременно по двум профилям позволяет обеспечить многопрофильную подготовку учителей для сельской школы, гарантировать полную занятость учителей в городской школе и усилить методическую подготовку педагогов.

До настоящего времени подготовка учителей математики и информатики велась в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) [1,2]. К сожалению, при их реализации не уделялось должного внимания формированию у студентов навыков самостоятельной учебно-познавательной математической деятельности.

 Новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предоставляют высшему учебному заведению большую свободу в проектировании и реализации основной образовательной программы, так как в них регламентируется лишь содержание базовой части, в рамках которой предполагается формирование базовых общекультурных и общепрофессиональных компетенций будущих учителей.

Из опыта нашей работы следует, что выпускники, получившие право работать по двум специальностям, например «Математика-информатика» являются мало компетентными по второму предмету. В результате мы получаем специалиста, который может с легкостью излагать материал по алгебре и геометрии для обучающихся, но с другой стороны мы видим низкий уровень усвоения информационной компетентности. Очень мало можно встретить математиков, которые используют в своей работе наглядный материал и оборудование аудитории.

Из практики работы в школе хочу отметить, что многих учителей возникают проблемы в использования компьютера в профессиональной деятельности, в частности, встречаются педагоги, не способные заполнять электронный дневник, работать с электронными таблицами и создавать обычные презентации. Итогом является низкий уровень визуализации материала для работы с обучающимися, что приводит к низкому уровню заинтересованности школьниками в изучении математики и информатики, и мотивация в изучении предмета у школьников возникает только тогда, когда ученики понимают, что скоро им предстоит сдавать экзамены.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Груздева М.Л. Межпредметные связи математики и физики: монография / Груздева М.Л., Червова А.А.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волж. Гос. Инженер.-пед. Акад.. Н. Новгород, 2004. 148 с.
  2. Груздева М.Л., Реализация межпредметных связей курсов высшей математики и физики инженерного вуза средствами компьютерных технологий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004. 22 с.
  3. Тенденции развития проблематики специализированных компьютерных систем. Феноменологические аспекты/В.В. Каратанов, Д.Ю. Козлов, В.К. 4. Левин, И.Д., Платонов — [Электронный ресурс] – Режим доступа:// http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/0/793a946a40f39ad0c3256c520037982c
  4. Шаронова О.В. Профиль ИКТ-компетентности современного педагога / Шаронова О.В., Николаев М.В. // Информатика и образование. – 2015 — №8 (267) – с.4-6  – Москва  Изд-во. ООО «Образование и Информатика», 2015.

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Илья Александрович! На мой взгляд, не всё так и плохо в подготовке будущих учителей математики и в том числе и по двум профилям, например, «математика и информатика». Мы в МПГУ на математической факультете более оптимистично оцениваем свою работу

М.Г. Победоносцева

Уважаемый Илья Александрович, было бы интересно обсудить конкретные примеры оценки недостаточной подготовки студентов. И чем существенно, по Вашему мнению, отличается программа подготовки в течение пяти лет в бакалавриате по двум специальностям от специалитета?

С.Ю. Сафронова
Уважаемые коллеги! И все же, необходимо готовить учителей по двум специальностям «Математика и информатика» Я закончила именно такой факультет. Как показала педагогическая практика, мне понадобились обе специальности. Преподавая информатику 15 лет, я пользовалась знаниями математика, а сейчас преподаю оба предмета. Развитие ИКТ ведет к интеграции этих предметов. А то, что студенты осваивают лучше одну специальность и хуже другую, это все не то… Либо идет не на должном уровне преподавание либо … В каждой профессии есть «лишние» люди. И если твое призвание быть учителем, то имея базовые знания, ты сможешь, если есть в этом необходимость, преподавать оба предмета на высоком уровне.
wpDiscuz