БЛОГОСФЕРА КАК ИНСТРУМЕНТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

БЛОГОСФЕРА КАК ИНСТРУМЕНТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ерхалев Сергей Иванович
МБОУ СОШ №10
Россия, г.Ковров
e-mail: serg10kovrov@gmail.com

Ерхалева Марина Александровна
МБОУ СОШ №23
Россия, г.Ковров
e-mail: marina23kovrov@gmail.com

Внедрение облачных и дистанционных технологий в УВП является перспективной инновацией в школьном образовании. Веб-сервисы позволяют учителю в условиях системно-деятельностного подхода создавать информационное открытое образовательное пространство, в котором без особых затрат, оптимально и мобильно можно организовывать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся на основе сотрудничества и личностно-ориентированного подхода. Согласно ФГОС основным результатом качественного образования сегодня выступает умение планировать, организовывать, определять функции и создавать условия для совместной деятельности участников с использованием электронных форм и способов обучения.

Одним из инструментов в электронном открытом образовании являются веб-блоги. Мы считаем, что разработка предметных и метапредметных блогов является эффективным способом организации учебного взаимодействия, а также познавательным и исследовательским методом, так как способствует формированию и развитию устойчивых навыков жизни и работы в информационном обществе, готовность и способность  выпускников к информационной деятельности. В настоящее время мы сотрудничаем над созданием блогосферы как системы образовательных блогов по информатике для обучающихся, родителей и учителей. Для веб-блогов характерна возможность публикации комментариев (сообщений, отзывов, мнений, ответов на вопросы), что превращает блог в среду сетевого общения и площадку для совместной проектной деятельности. Исходя из основных требований ФГОС, формат веб-блогов можно использовать для организации делового учебного сотрудничества на уроках в школе, а также во внеурочное время как доступную возможность для развития метапредметных умений и навыков.

Формат веб-блога позволяет организовать сетевой он-лайн дневник (журнал, путеводитель, органайзер), в котором учитель сможет направлять и сопровождать обучающихся в режиме реального времени на всем протяжении решения поставленных учебных задач. По сути образовательные веб-блоги – это интерактивные веб-кейсы, созданные учителем для целенаправленной и самостоятельной деятельности обучающихся. Веб-блоги можно применять на всех этапах учебного процесса (приобретение новых знаний, закрепление, тренировка, домашнее задание, контроль и проверка знаний, формирование умений и навыков). Особенно удобно применять формат образовательных веб-блогов для проведения зачетных и практических работ. На уроках информатики, а также во внеурочной деятельности нами активно проводится эксперимент по внедрению дистанционных способов обучения и уже в школьной блогосфере действуют следующие блоги:

  • Состав и архитектура ПК (10 класс, инженерный профиль)
  • Эволюция ВТ (10 класс, общеобразовательный профиль)
  • ОС для ПК (11 класс, элективный курс)
  • Защити свой компьютер от опасностей (11 класс)
  • Время (ш)кодить!(5-11-е классы, метапредметный урок)
  • Компьютерные сети (11 класс, общеобразовательный)
  • Веб-коуч по информатике (5 класс, предметный курс)
  • Классный ежедневник (5 класс, метапредметная мастерская)

Действующие блоги можно считать образовательными коучингами (интерактивными тренингами) для саморазвития обучающихся, достижения ими новых результатов, приобретения лично-значимого опыта, перехода на новый уровень в целеполагании собственного самообразования по заданному тренду. Разработанные образовательные веб-блоги являются педагогической технологией, в которой используются деятельностный подход, метод проектов, внедряется дистанционный принцип обучения, поддерживается интерактивное взаимодействие и обратная связь через Интернет-коммуникации, используется рефлексивная модель самооценивания и анализ достижения результатов, реализуется сотрудничество на основе сетевого этикета. Данные блоги имеют единую структуру и набор заданий, что способствует накоплению опыта и совершенствованию приобретаемых навыков у учащихся в освоении веб-инструментов и веб-сервисов для выполнения исследовательских проектов.

С 2014 года мы активно принимаем участие во всероссийской акции «Час Кода в России» и проводим мотивационные уроки с помощью блогов «Время (ш)Кодить!» и «В Час Кода возможно всё!» Блоги созданы в форме виртуального урока, поэтому каждая страница блога является этапом традиционного школьного урока. Для учащихся созданы условия по формированию сетевых умений (например, заполнение форм регистрации, скачивание, просмотр и сохранение файлов разного формата из облачных ресурсов, создание и публикация комментариев, навигация в сети и исследование новых инструментальных сред) и приобретения опыта работы в блогах. Формат блога расширяет рамки урока и позволяет учителю продолжать традиционное или дистанционное взаимодействие с обучающимися в заданном направлении, помогает создавать условия для открытого образования.

В текущем 2015-16 учебном году на уроках информатики в УВП внедряется ещё один ЦОР «Веб-коуч по информатике для учащихся 5-х классов». Блог позиционируется нами как предметная и метапредметная площадка образовательная площадка для учащихся пятых классов, а также их родителей и учителей, которые заинтересованы возможностями IT-технологий в школьном образовании. К основным особенностям предлагаемого ЦОРа можно отнести следующие преимущества. Блог удовлетворяет требованиям ФГОС второго поколения, представляет собой систему уроков на учебный год, соответствует авторской УП Л.Л. Босовой, содержит дидактические упражнения, ЦОРЫ, ЭУ, тесты, интерактивные упражнения, презентации, задания для лабораторных, практических, исследовательских, творческих, конкурсных, олимпиадных работ. Мы считаем, что системно-деятельностный подход, реализованный в разработанном нами образовательном ресурсе, откроет широкие возможности не только ученикам, но и окажет методическую и организационную помощь учителям в оптимизации УВП.

Разные инструменты, формы и способы дистанционной поддержки в школьном обучении востребованы современной системой образования как никогда, так как школа призвана раскрывать способности и таланты учащихся, развивать в них общие и предметные компетентности, готовить воспитанников к реалиям жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Считаем, что образовательные веб-блоги являются эффективным способом формирования метапредметных универсальных умений у учащихся. К такому выводу мы приходим на основании позитивных результатов собственного педагогического опыта. Применение разработанной системы блогов (блогосферы) не только позволяет добиваться высоких результатов, но и существенно повышает мотивацию наших воспитанников к электронному обучению. Школьники видят успешность в условиях самостоятельной дистанционной деятельности и активно приобщаются к услугам открытого образования, что позволяет им добиваться лично-значимых результатов в различных олимпиадах и конкурсах, а также самоопределиться в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.

Таким образом, исходя из своих убеждений и экспериментального опыта, мы поддерживаем сложившееся мнение в среде некоторых интерактивных практиков, о том, что «одна из современных педагогических задач – сделать блог рабочим инструментом учителей и включить этот инструмент в учебную практику». При этом, безусловно, каждому школьному педагогу необходимо научиться конструктивному образовательному блоггингу для разработки и создания блогосферы по своему предмету.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кудрявцева И. А. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф.). — СПб.: Реноме, 2012.

ССЫЛКИ на авторские ресурсы статьи:

  1. http://vebinarib.blogspot.ru/p/blog-page_93.html
  2. http://kouch5.blogspot.ru/
  3. http://vremjakoda.blogspot.ru/
  4. http://edinurok.blogspot.ru/
  5. http://dnevnik5a.blogspot.ru/
  6. http://arhitektyrapk.blogspot.ru/
  7. http://sachitikomputer.blogspot.ru/

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемый Сергей Иванович! Я, как и Вы, считаю, что использование блога в образовательном процессе может обеспечить повышение его качества

О.А. Козлов

Уважаемый Ерхалев Сергей Иванович ! Оперативное внедрение передовых достижений информатики в школьном курсе можно только приветствовать. Хотелось бы увидеть и методические разработки на эту тему. Успехов!

wpDiscuz