АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Сиверс Анна Анатольевна
ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы
обслуживания и строительства»

Республика Крым, г.Симферополь
e-mail: Sivers75@mail.ru

В настоящее время перед российским образованием поставлен вопрос: как подготовить современного школьника к жизни в мире, в котором его ждет огромный объем информации,  где он должен самостоятельно принимать решения, затем овладевать новыми профессиями, непрерывно повышать свою квалификацию. Основную роль в решении таких задач, конечно, играет уровень знаний в области информационных технологий.

Изучение информатики в школе помогает учащимся при подготовке презентаций, сообщений, создании различных проектов по другим предметам, повышая степень образованности не только по информатике. Бесспорно, роль изучения информатики в школе велика, но существуют также проблемы, о которых не стоит умалчивать.

Основной проблемой можно назвать недостаток разработанных методик преподавания информатики, также важно обратить внимание на:

  • Несоответствие учебников информатики к уровню, которого требует ЕГЭ.
  • Нехватка часов.
  • Отсутствие непрерывного курса преподавания.
  • Снижение нагрузки в 10-11 классах.
  • Неосознанная ориентация многих учителей не на предмет обучения: «натаскивание» исключительно для сдачи ЕГЭ.
  • Количество компьютерной техники ограниченно, что приводит к совместной работе нескольких обучающихся. Как результат — не все могут самостоятельно справиться с заданием.
  • Школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашнего задания, это надо обязательно учитывать в учебном процессе.

Анализ результатов ЕГЭ также выявил следующие проблемы:

  1. Многие учащиеся не умеют строить дерево решений.
  2. Не все умеют применять знания из других дисциплин, например, физики и математики, для решения задач по информатике.
  3. Применять правильный метод преобразования логических выражений.
  4. Не умеют решать текстовые вычислительные задачи.

Все вышеописанные проблемы указывают на необходимость изменения применяемых педагогических технологий.

Развитие школьной информатики невозможно без решения этих проблем.

Современная действительность требует умения использовать готовые программные продукты для проектирования, дизайна, бухгалтерского учета и т.д.  Развитие информатики должно базироваться на потребностях окружающего мира, но в реальности общеобразовательные школы не готовы к реализации этой необходимости в силу отсутствия технической базы, программного обеспечения и недостаточной подготовки учителей. Преподаватель информатики вынужден постоянно следить за появлением новых программ, за развитием вычислительной техники и т.д., так же постоянно требуются курсы повышения квалификации, что бы идти в ногу со временем.

Нельзя добавить компьютер в обычный учебный процесс и ждать, что он изменит всю систему образования. Нужно менять сам учебный процесс, методы подачи материала, ведь на одних теоретических представлениях далеко не уедешь. Изучение информатики в школе должно преследовать две цели: первая – общеобразовательная, которая позволит учащимся освоить фундаментальные понятия, вторая — практическая, которая поможет обучающемуся получить практические навыки работы с программными средствами.  Те преимущества, которые дает компьютер, должны способствовать формированию всесторонне развитой личности, адаптированной  к реальной жизни,  а не живущей в виртуальном мире. Учитель — первый проводник в этот мир, он должен сам хорошо владеть средствами, благодаря которым учебное занятие будет не только интересным и понятным для обучающегося, но станет для него полезным. Это значительно повысит мотивацию школьников к изучению информатики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Уваров А. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра //Информатика и образование, 1990, №4, с.3
  2. Агапова О.Н., Швец В.М., Вербицкий А.А. Реализуется системно-контекстный подход //Вести, высшей школы.1987. №12.
  3. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. №5.
  4. Леднев В.С., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — С. 13—16

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Анна Анатольевна! Конечно, проблем в реальной практике обучения информатике немало, но есть уже и огромный положительный опыт. Конечно надо обсуждать наши проблемы активней. при этом хотелось бы отметить, что сейчас так много творческих учителей информатики. Думаю, что и у Вас накоплен серьезный опыт, который, на мой взгляд, интересен нашим коллегам.

М.Г. Победоносцева

Уважаемая Анна Анатольевна, такие серьезные проблемы прослеживаются в отдельных школах Симферополя или это общая тенденция?

wpDiscuz