О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Троицкая Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент

Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В.Ломоносова

Россия, г.Архангельск
e-mail: olga-troizkaya@yandex.ru

Попов Андрей Васильевич
Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В.Ломоносова

Россия, г.Архангельск
e-mail: anderpv@yandex.ru

Активное развитие информационных и коммуникационных технологий, глобальной сети Интернет, отказ от непосредственного общения и переход к общению через социальные сети привели к тому, что на сегодняшний день дети в возрасте от 7 до 18 лет полностью находятся под влиянием распространяемой в сети информации. Особенно опасно воздействие на детскую психику материалов, предлагаемых различными экстремистскими и сектантскими организациями. Их главная цель состоит в том, чтобы подчинить себе умы и волю детей, сделать их своими рабами, которые безропотно выполнят любое требование и приказ. Чаще всего под влияние попадают подростки. У них нет достаточного жизненного опыта, они ищут смысл жизни, определяют своё предназначение, пытаются быть самостоятельными и независимыми. Именно это и позволяет сектантам завлечь подростков в свои организации.

Родители зачастую отстают в информационной компетентности от своих детей и даже не подозревают, какой опасности те подвергаются, играя в сетевые игры, просматривая видео в Интернете или общаясь в социальной сети. Школьники не только посещают сайты, распространяющие вредоносные программы, но и скачивают контент, защищенный авторским правом, не думая о том, что даже загрузка, а тем более распространение нелегального контента противозаконны. Ряд сайтов предлагают пользователям разбогатеть: «Привет, я Настя! На этом сайте уже выиграла 7800 р. Успей срубить бабла, пока регистрация бесплатна. Регайся – поиграем!» [2].

Дети попадаются на такие призывы и смело начинают действовать, тратя деньги своих родителей. Указание ребенком в социальной сети своего номера телефона позволяет мошенникам в дальнейшем отправлять ложные SMS сообщения о розыгрыше велосипеда, автомобиля и т.д. с просьбой отправить в ответ сообщение с некоторым текстом, например, «я счастливчик». Итогом такой операции будет снятие денег со счета мобильного телефона.

Сегодня не только родители, но и школа оказалась неготовой к появлению таких альтернативных источников информации и поэтому проигрывает им. Несмотря на то, что учителя, школьные психологи, педагоги дополнительного образования тщательно обрабатывают и фильтруют информацию, передаваемую учащимся, вне стен учебных заведений практически каждый школьник в России получает свободный доступ к «сырой» информации. Только от его личностных характеристик и особенностей зависит, в каком виде она будет переработана, принята или отсеяна, насколько он сможет противостоять угрозам и опасностям информационной окружающей среды. Именно здесь на первый план выходит роль родителей как людей, которые научат правильно пользоваться возможностями, предоставляемыми глобальными сетями, обезопасят и проконтролируют своего ребенка.

О необходимости последнего говорится и в подписанной Президентом Российской Федерации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [1]. В документе подчеркивается тот факт, что «развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией» [1]. С целью регулирования отношений, связанных с защитой детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных СМИ, в России 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Четкое определение информации, запрещенной для оборота среди детей, классификация информационной продукции по возрастным категориям, описание ответственности за размещение в сети Интернет информации для детей, причиняющей вред их здоровью и развитию позволило в дальнейшем создать механизм принудительного блокирования Интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации хостинг-провайдерами, операторами связи. Однако данных мер, к сожалению, недостаточно для создания инфобезопасной для ребенка среды дома и в школе. Использование специализированных аппаратных и программных средств позволит родителям защитить своих детей от негативной информации, создать условия для полноценного развития и реализации их индивидуальных способностей и возможностей.

Однако, как показало проведенное анкетирование родителей учащихся 5-9 классов нескольких общеобразовательных школ, соответствующих знаний и навыков у большинства родителей нет. Анализ Интернет-источников свидетельствует о том, что отсутствует и специальный курс, направленный на решение вопроса обучения родителей основам информационной безопасности. Есть отдельные статьи, лекции, в которых обсуждается актуальность создания инфобезопасной среды в каждом доме. Но систематического описания соответствующих средств, методов и особенностей их применения нет. Таким образом, на первый план выступает необходимость разработки курса «Основы информационной безопасности», адресованного родителям учащихся общеобразовательной школы, в содержание которого следует включить изучение законодательных основ информационной безопасности, системных средств семейной безопасности, принципов использования антивирусных продуктов, механизмов, которые ограничивают попадание потенциально опасных веб-сайтов и сайтов с непристойным содержимым в результаты поиска. Это позволит сформировать у родителей умение создать  инфобезопасную среду дома, которая защитит детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных СМИ и сети Интернет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» [Электронный ресурс] //Система ГАРАНТ. URL : http://base.garant.ru/70183566/#friends (дата обращения 09.02.2016)
  2. Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс] URL: http://royallib.com/book/averintsev_sergey/brak_i_semya_nesvoevremenniy_opit_hristianskogo_vzglyada_na_veshchi.html (дата обращения 12.02.2016)

Отправить ответ

Уведомить о
avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
Т.Б. Захарова

Уважаемая Ольга Николаевна и Андрей Васильевич! Это очень интересно, что Вы предлагаете курс для родителей. Но как это реально организовать?

М.Г. Победоносцева

Добрый день, Ольга Николаевна, Андрей Васильевич! Проблема, поднятая Вами, действительно актуальна и требует особого внимания. Есть ли у Вас какие-то результаты практической апробации курса? Было бы интересно с ними ознакомиться.

wpDiscuz